Наталья Душина
Логопедические игры в песочной стране
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок. Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Публикация «Логопедические игры в песочной стране» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель работы: коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.
Задачи:
• Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
• Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
• Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.
• Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.
• Расширять словарный запас.
• Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.
• Развивать фонематический слух и восприятие.
• Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.
• Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Преимущества песочной терапии сводятся к следующему:
во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.
Песочная терапия, как ведущий метод коррекционного воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии».
Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот.
Моделирование игр-сказок на песке.
При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры, которые выделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Этапы игры :
1. Введение в игровую среду.
2. Знакомство с игрой и ее героями.
3. Моделирование конфликта, трудностей.
4. Выбор помощи.
5. Борьба и победа.
6. Утверждение победы.
7. Перспектива дальнейших приключений.
В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.
Мы можем использовать разные буквы: пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно: пальцем, палочкой.
В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны. Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство, в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.
Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :
• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.
Логопедические игры, применяемые в развитии звуковой стороны речи.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:
• Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;
• Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук (с) или (ш) и т. д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач : закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
Нравится детям игра «Мой город». Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.
Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- расширяется словарный запас;
- происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит освоение навыков чтения и письма;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.