Алла Синько
Логопедические домашние задания
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию примеры консультаций практического характера, написанные в виде домашних заданий, которые помогут вам в работе с родителями. Материал адресован, прежде всего, родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ФФН). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас малыша, сформировать грамматический строй речи, помогут развить связную речь, внимание, вербальную память, мелкую моторику. Занимаясь с ребенком по заданию логопеда в домашних условиях, родители смогут закрепить то, чему ребенок научился за неделю в детском саду.
Публикация «Логопедические домашние задания» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
При составлении заданий использовались, в большинстве своем, личные наработки из практической работы с детьми с ФФН, ОНР в условиях логопедической группы ДОУ. А так же использовался материал книги З. Е. Агранович "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям" - С. П. "Детство-Пресс", 2003. Стихотворный материал, материал на развитие мелкой моторики взят из книги Н. В. Нищевой "Система коррекционной работы" - С. П. "Детство-Пресс", 2000.
Буквы «Я, Е, Е, И, Ю,Ь» «Ю»
Целый день юла юлила,
Даже голову вскружила,
А потом она устала,
Покачнулась и упала.
«Е»
Ежи делали прически –
Поломали все расчески.
А ежиха так старалась –
Лишь три зубчика осталось.
«Е»
Е – как ель с тремя ветвями,
Е – как елочка с шарами.
«Я»
От яхты якорь – буква Я.
Поднимем якорь – и в моря.
1. Взрослый рассказывает ребенку о наличии в русском языке следующих пар гласных: А – Я, О – Е, Э – Е, У – Ю, Ы – И и объясняет правило: гласные А, О, У, Ы,Э обозначают твердость предыдущего согласного, а гласные Я, Е, Ю, И, Е обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
3. Сравнить пары слов, объяснит ребенку значение каждого слова, составить с каждой парой предложение:
мел – мол, мэры – меры, ток – тек, мал – мял,
мыл – мил, мать – мять, путы – пути, лук – люк.
Звуки «Л, ЛЬ».
1. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Ла,ла, ла – лопата и пила
Ло, ло, ло – у меня весло
Лы, лы, лы – новые котлыал,
Ал, ал, ал – темный подвал
Ол,ол, ол – вымыли пол
Алка, алка – у Володи палка
Маланья – болтунья молоко болтала,
Болтала да все выболтала.
2. Повтори за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?
Бал – был – выл, вол – гол – кол, дал – зал – жал
3. Убрать из слов звук Л. Какие слова получились?
Клок – кок, плот -, слон -, клуб -, глаз - …
4. Отгадай загадки, назови, какой звук в отгадке Л – ЛЬ, определи его место в слове.
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг. (лестница)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп и ложки. (Стол)
5. Замени звук Л на звук ЛЬ. Какие слова получаться?
Лук – люк, угол -, пыл -, дал -, галка -, ел -, полка - ….
Звуки «Р, РЬ».
1. Повтори за взрослым предложение. Какой звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: та – ра – ра!
2. Ребенок должен по слогам повторить за взрослым «сложные» слова. Взрослый должен объяснить ребенку значение этих слов.
Прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
3. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (н – р: рак, рот,рот, дружба).
4. Вспомнить как можно больше слов по заданному первому слогу :
Ра: - кушка, -ма…; РО: - за, - ща…; Ру: - ка, - чей. ; Ры: - ба, - бак…
6. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются) :
Ру – ка, ру – баш – ка; ко – ра, ко – ну – ра;
Муш – ка, кор – муш – ка; мош – ка, гар – мош – ка.
7. Убери из слов звук Р. Какие слова получились?
Крошка – кошка, тропка -, краска - …
8. Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке:
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Звуки «Р – Л».
1. Повтори за взрослым ряд слов, назови одинаковый первый звук во всех словах (Л, Р) :
Лук, лопата, лама, ласточка, лужа;
Рак, рыба, ручка, радуга, роза.
2. Повтори за взрослым серию слогов :
Ра – ра – ла; ла – ла – ра; ра – ла – ла; ла – ра – ра;
Ра – ла – ра; ла – ра – ла; ар – ор – ур; ыр – ар – ор.
3. Закончи слово нужным звуком:
ЛЫ, (РЫ) : шко, ков, шку, коз, ска, забо…
4. Замени звук Л на звук Р в словах. Какие слова получились? Составь предложение с каждым словом.
Лак – рак, лов -, ложка -. , лама -. , Лука - ,
Бал -, дал -, жал -, мил -, игла -. ,
Блошка -, ложь -, жил -, свалка …
5. Назови лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков (Л, Р) :
Колобок, коробок, потолок, молоток;
Ворона, дорога, колбаса, корова.
6. Назови лишнее слово в ряду (по наличию звуков ЛЬ, РЬ) :
Репка, речка, лента, рейка; Рита, Лена, Лев, Лева, Леша.
«Игрушки».
1. Взрослым предлагается прочитать ребенку стихотворения А. Барто «Игрушки». Заучивание стихотворений по выбору.
2. Отгадать загадку, составить предложения со словами отгадками:
Его бьют, а он не плачет, упадет – поскачет.
(Мяч).
Пляшет крошка, а всего одна ножка.
(Юла).
3. «Узнай игрушку по описанию»
Взрослый описывает игрушку, а ребенок ее находит в комнате.
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
Мяч – мячик, кукла - …
Мишка - …., матрешка - …и т. д.
5. Составить описательный рассказ об игрушке по плану:
Что это?
Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма?
Из какого материала сделана?
Как с ней можно играть?
«Овощи».
1. Родителям рекомендуется рассмотреть картинки с изображением овощей, вспомнить, где и как растут овощи, что из них готовят.
2. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Огурец – огурчик помидор – помидорчик
Морковка –… баклажан -…
Лук - … чеснок - …
3. Дидактическая игра «Один – много».
Огурец – огурцы помидор – помидоры и т. д.
1. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я (свекла).
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас (Огурцы)
4. Составьте описательный рассказ про овощи (по выбору, по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
«Фрукты».
1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные фрукты, обратить внимание на характерные признаки фруктов (цвет, форму, вкус);
рассказать где и как растут фрукты, что из них готовят.
2. Отгадать загадки:
Само с кулачок, красный бочок. Тронешь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы).
3. Дидактическая игра «Веселый счет».
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один лимон, ….
Одна груша, ….
Один персик, …
2. Дидактическая игра «Назови сок, варенье»
Сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное
Сок из груши – грушевый, варенье – грушевое и т. д.
3. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в тетрадь.
«Осенний лес»
1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком картинки с изображением осеннего леса. При этом обратить внимание детей на состояние деревьев.
1. Разучить вместе с ребенком стихотворение:
Падают, падают листья – в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают – гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет в дали.
3. Отгадать загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(Дерево)
4 «Пересчет деревьев»
Один дуб, два дуба…. пять дубов;
Одна липа,
Одно дерево…
5. «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».
6. Вырезать картинки с изображением осеннего леса и вклеить их в альбом.