Мария Крюкова
Логопедическая сказка в системе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Это заставляет специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Публикация «Логопедическая сказка в системе коррекционной работы» размещена в разделах
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если наряду с традиционными включать в коррекционную работу нестандартные формы и методы. В нашей работе таким методом стала - сказка.
Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают интерес у дошкольников. Возможности логопедических сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что позволяют предлагать занятия детям с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Логопедические сказки можно использовать для системной коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Работа со сказкой преследует следующие цели:
• развитие подвижности органов артикуляции;
• развитие связной речи,
• развитие слухового внимания,
• развитие памяти,
• развитие творческого воображения,
• развитие логического мышления,
• обогащение словарного запаса.
Логопедические сказки являются сильным коррекционным средством для любого ребёнка, происходит позитивное воздействие на личность в целом.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения были объединены в небольшие сказки. Работа с использованием сказок проводится как на индивидуальных занятиях, так и на утренней артикуляционной гимнастике.
Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки.
Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Они развивают фонематический слух и действуют как артикуляционная гимнастика.
Эти сказки под силу придумать не только педагогу. Можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Работа с логопедической сказкой помогает усвоению языковых норм общения, облегчает обучение коммуникативным навыкам, развивает фантазию и воображение.