Надежда Шевченко
Логопедическая сказка как эффективное средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Общение логопеда с детьми должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. В процессе коррекционно-развивающей работы мы, учителя-логопеды групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, активно используем логосказки, которые пробуждают интерес к занятию, способствуют удержанию внимания, созданию благоприятного эмоционального фона. Также использование сказочных сюжетов содействует накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков. На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи можно использовать логосказки, которые обогащают словарь, закрепляют грамматические категории. Например, по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь» можно закрепить умение употреблять в речи предлоги ЗА, ПОД, В. Фрагмент занятия с использованием авторской логопедической «Маша играет в прятки». Раз, два, три, четыре, пять – будем сказку начинать… У лесного Мишки, Есть одна подружка, Вредное дитя, Все конфеты забирает, Мишку с носом оставляет. Что за сказка? Давайте дружно назовем. «Маша и Медведь». Дальше сказку сочиним мы вместе, я начну, а вы слово подскажите. Маша по лесу гуляла, к Мише в гости … (забежала). В доме Маша увидала … (стол и стул, кровать, ковер). Да, у Миши супер … (дом). Ну, а Миши в доме … (нет). Некому сказать… (привет). Маше хочется … (играть). Будем Машу … (развлекать). Поиграем вместе с ней? Мы с Машей будем прятаться, а вам нужно «найти» Машу, сказать, где она. (Логопед прячет Машу за предметами мебели. Дети по очереди гово- рят, где Маша (за столом, за стулом, под столом, в кроватке, за кроват- кой). Вот и Миша в дом пришел (появляется Миша). Ребята, давайте вспомним и скажем Мише, где пряталась Маша. На занятиях по коррекции звукопроизношения эффективными показали себя артикуляционные, пальчиковые и фонетические логопедические сказки Т. А. Ткаченко, З. А. Репиной, В. И. Буйко, И. Л. Лебедевой, О. И. Кру- пенчук и др. Логосказки на занятиях по формированию навыков звукового анализа, синтеза и обучению грамоте знакомят детей с гласными и согласными звуками, формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «соглас- ный звук», развивают слуховое внимание, фонематический слух, закреп- ляют зрительные образы букв, формируют и дифференцируют понятия «звук – буква».
Публикация «Логопедическая сказка как эффективное средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование логопедических сказок как инноваци- онный метод в устранении речевых нарушений у детей с общим недораз- витием речи способствует повышению эффективности коррекционной ра- боты, делая каждое занятие разнообразным и творческим, что позволяет поддерживать интерес и внимание ребенка, а значит, повышает результа- тивность в усвоении знаний.