Абрамова Татьяна Фёдоровна
Логопедическая работа с детьми с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенку по результатам логопедического
обследования поставлен диагноз «моторная алалия»,
нужно начинать специальные коррекционные занятия.
Многие родители имеют ошибочное мнение о том, что заниматься с
логопедом можно не раньше 4-5 лет. На самом деле, чем раньше начата
коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу
обучения в школе.
Почему нужно начинать занятия как можно раньше? Возраст от
рождения до 5 лет – сенситивный период для исправления речевых нарушений.
Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит
Темочки:
интенсивное формирование мозга, развитие его функций.
Почему ребенок может не говорить в 2 года? Ученые физиологи
считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда,
когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются
тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может
остановиться и вообще прекратиться. Исследования современных психологов
доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей
функции отличается такими особенностями: действия таких детей
импульсивны, они не замечают своих ошибок, дети легко отвлекаются, теряют
«конечную» задачу, они затрудняются установить последовательность
мыслительных операций, дети с недоразвитием речи не могут затормозить
побочные ассоциации. Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная
алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их
деятельности.
Как логопед организует процесс обучения? Наиболее продуктивно
идут такие занятия, если они проводятся индивидуально. Если в работе
участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек. Все задания
предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство
заданий не требует участия речи. Эти приемы направлены: на развитие памяти
и внимания, на развитие мелкой и крупной моторики, на развитие мышления,
на развитие представлений о форме, цвете, и величине предмета.
Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие
речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли
в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.
Очень важно установить тесный эмоциональный контакт с малышом,
чтобы он доверял преподавателю, не замыкался. Для этого надо поощрять
любые, самые крохотные достижения ребенка. Логопед не имеет право
принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у него нет желания
этого делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи,
повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс,
негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими -
например, «подскажи, отгадай». Обязательное условие продуктивной работы –
многократное повторение одного и того же речевого материала.
Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к
логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам
осваивают первые слова, а к 3-4 первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут
произнести ни звука, т. е. страдают от полного отсутствия речи. Такое
расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке
родителей ребенка обязательно приведет ребенка к решению проблемы –
обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.
Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени,
объединения усилий логопеда, педагога-психолога и родителей малыша.
Охремчук Мария Викторовна
Учитель-логопед
ГКУ СО КК «Абинский реабилитационный центр»