Елена Баендуева
Консультация «Игры с логическими блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.
Публикация «Консультация „Игры с логическими блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Знакомство с блоками Дьенеша
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
(По размеру и толщине распределить с воспитателями, используя игрушки зайчика и мышки).
Игры и упражнения с блоками
1) Педагог убирает в (мешок) коробку только большие прямоугольные блоки, а один ребенок все красные, затем другой убирает только тонкие фигуры, а третий – большие и т. д.
2) Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по всем признакам. (Пример с педагогами).
3) Все фигурки опять же складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4) «Что изменилось?» Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
5) «Четвертый лишний». Выложите четыре фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
6) Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
7) Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
8) Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
9) Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
10) Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
11) С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
12) Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
13) Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
14) В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера)
Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.
Так цвет обозначается пятном ( цвет пятна может быть определен буквами: "к" -красный, "ж" - желтый, "с" -синий).’
Величину - силуэтом домика (большой, маленький).
Форму - соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Толщину - условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: ". это красный, большой, круглый, толстый блок.
Игра называется "Все в ряд". Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки".
Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства: цвет, форма, величина, толщина.
Используя готовую схему-образец на наборном полотне, дети находят нужную фигуру.
(Пример с воспитателями)
«Игра с мешочком». Дети по очереди вынимают из мешочка какую-нибудь фигуру, рассматривают ее и с помощью условных знаков записывают все ее свойства (один на доске, другие у себя в таблице). Обращается внимание на то, что условные знаки должны быть простыми одинаковыми для всех.
Рисование можно заменить готовыми схемами, приготовленными педагогом
Интересны для детей задания с заранее приготовленными таблицами, в которых используются уже знакомые детям схемы. Каждая из таблиц позволяет отражать возможные сочетания двух признаков: формы и цвета, величины и толщины, формы и величины, цвета и толщины и т. п.
После того, как отработаются навыки использования кода, можно включать знак отрицания «не», обозначающий отсутствие свойства, который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест-накрест соответствующего кодирующего рисунка.
Лучше объяснение пойдет, когда выбор осуществляется между двумя признаками, например: «большой» - «маленький», «тонкий» - «толстый».
Пример готовой схемы на наботном полотне. А также схема домиков для животных.
Игра «Угадай, какой кубик»
Педагог:
- Я попрошу вас найти одну геометрическую фигуру. Я назову ее признаки, а вы опишите ее, необходимыми знаками (коллективная схема).
- Итак, это круг, желтый, тонкий, он не является большим (знакомство с новой схемой – отрицания).
- Какая у меня фигура? (дети находят в наборе)
Аналогично проходит знакомство со схемами: немаленький, нетолстый, нетонкий. Пример: Не большой -? Не тонкий -? и т. п.
Сложнее проходят игры с отрицанием цвета и формы.
Для усвоения слов: некрасный, некруглый, небольшой,., необходимы игры : "Переводчики", "Помоги Незнайке". В. этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий, большой (маленький).
Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Если дети в детском саду, то эти задания лучше провести вне занятий: в утренние, вечерние отрезки времени, на прогулке.
Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игр "На свою веточку", "Кто хозяин?", "Найди выход". Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т. д. Разобраться, где должны "висеть" неквадратные и красные, желтые и треугольные. блоки в игре "На свою веточку".
После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго. Рекомендуется использовать игровые упражнения "Помоги Незнайке". Выбираются сказочные персонажи и называются блоки, какие каждый из них "хочет взять себе". Например, Дюймовочка "выбирает себе" желтые и квадратные. Незнайка - желтые, но не квадратные, Мальвина - квадратные, но нежелтые. Пьеро - нежелтые и неквадратные. Обязательно проверяются все наборы блоков у персонажей вместе с детьми.
И, наконец, наиболее сложные задачи - это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач. Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино - все круглые, а у Буратино - все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дета сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущим.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами.
При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.
Выработка умения выделять общую часть при расчленении на подмножества можно попытаться провести только с очень развитыми детьми.
Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.
Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.
Для подготовки к игре с тремя обручами прежде всего выясняется, как расположена каждая из областей по отношению к трем обручам. Вот описание некоторых игр с обручами.
Игра с одним обручем
На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:
Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
Игра с двумя обручами
На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать (или поставить игрушку) :
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все желтые
На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить желтые и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Игра с тремя обручами
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат :
1) внутри всех трех обручей;
2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;
4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;.
5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;
7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;
8) вне всех трех обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).