Оксана Дербилова
Литературный вечер, посвященный К. Д. Ушинскому (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и обобщить знания детей по творчеству К. Д. Ушинского
Задачи:
Образовательные:
-Уточнять и обогащать знания детей названий произведений
-Уметь узнавать сказку, рассказ по заданию
Развивающие:
-Развивать память, вспоминая отрывки из рассказов К. Д. Ушинского
-Развивать выразительность речи.
-Развивать самостоятельность, умение организовать товарищей на проведение
мероприятий.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к его творчеству
-Воспитывать доброту, душевную чуткость
К. Д. Ушинский говорил :
Публикация «Литературный вечер, посвященный К, Д, Ушинскому (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
«Каждая школа, каждый педагог
неизбежно выполняют одну из
двух функций: или они готовят счастье
своей стране, или несчастье»
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашей группе на литературном вечере посвященном деятельности К. Д. Ушинского.
В этом году 19 февраля ему бы исполнилось 200 лет. В честь этой даты 2023 год объявлен президентом: «Годом педагога и наставника».
1 слайд
Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"
Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.
2 слайд
Константин Дмитриевич Ушинский родился более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году.
Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.
3 слайд
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.
И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".
"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвё шься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
4 слайд
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.
И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".
"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвё шься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
5 слайд
В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.
Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.
6 слайд
Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.
А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
7 слайд
Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.
8 слайд
Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.
Среди этих песенок было и вот эта:
Дети, в школу собирайтесь!
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно.
9 слайд
В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.
10 слайд
И нынешние дошкольники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.
И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.
Сказки и рассказы К. Ушинского
Бишка
Бодливая корова
Васька
Ворона и рак
Вместе тесно, а врозь скучно
Ветер и солнце
Ворон и сорока
В лесу летом
Волк и собака
Весна
Вареный топор
Ветер
Гуси
Грядки гвоздики
Гадюка
Гусь и журавль
Дети в роще
Два плуга
Два козлика
Дятел
Дедушка
Жалобы зайки
Зима
История одной яблоньки
Играющие собаки
Курица и утята
Кукушечка
Как рубашка в поле выросла
Как аукнется, так и откликнется
Козел
Козлятки и волк
Коровка Ласточка
Любопытство
Уважаемые родители! Предлагаем Вам сыграть в игру, которая называется «Литературная мастерская».
Ваша задача прочитать цитату, а при желании можно и прокомментировать как вы их понимаете.
(Берем шкатулку с цитатами. Родители по очереди берут цитаты, зачитывают вслух).
Спасибо, родители. Замечательные цитаты, согласитесь?
А, мы продолжаем наш литературный вечер и прочитаем и обыграем сказку в настольном театре, но о чем она нам подскажут отгадки на загадки, итак начнем:
ЗАГАДКИ.
По полю рыщет,
Поёт и свищет.
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер.)
Что вы знаете о ветре?
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце.)
Что вы знаете о солнце?
Сейчас мы с вами познакомимся со сказкой «Ветер и Солнце», чтение сказки и обыгрывание ее в настольном театре. Приглашаем наших актеров занять свои места.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец, решились помериться силами.
- Посмотри, - сказал Ветер, увидев путешественника, который в это самое время ехал верхом по большой дороге, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом. Путешественник запахнул плащ и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему пла-ща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело бедного замёрзшего путешественника. Почувство-вав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, и сам снял свой плащ.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лас-кой и добротой можно сделать гораздо больше.
Молодцы! Давайте поаплодируем нашим актерам, присаживайтесь на свои места. А теперь давайте побеседуем и ответим на вопросы о сказке, родители помогайте своим детям:
- Что затеяли ветер и солнце?
(Затеяли спор, и помериться силами решили.)
- Как ветер старался доказать свою силу?
(Ветер начал дуть что было мочи, сердился, свирепел, осыпал дождём и снегом.)
- Объясните значение слова «свирепел».
- «Что было мочи» - как сказать по-другому.
- Как чувствовал себя путешественник?
(Кутался в плащ, ворчал на непогоду, надел плащ в рукава, подвязался поясом.)
- Как повело себя солнце?
(Улыбнулось, обогрело, обсушило землю и путешественника.)
- Как тепло солнечных лучей подействовало на путника?
(Он приободрился, благословил солнце, снял плащ.)
- Что значит «приободрился»?
- Как солнце добилось того, что путешественник поддался ему?
(Лаской, добротой.)
- Какой совет даёт автор?
(«Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.»)
- Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова. Значит, в рассказе «Ветер и Солнце» под явлениями природы подразумеваются какие люди?
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Мы с детьми читали рассказ Ушинского «Слепая лошадь», кто из детей ее помнит наверняка ответит на вопросы.
Отгадайте загадку
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?
Как зовут купца? (Уседом)
А как звали его любимую лошадь? (Догони-Ветер)
Как конь помог своему хозяину? (спас от разбойников)
Что обещал своему коню в благодарность за спасение?
Выполнил он свое Обещание?
Почему Догони-Ветер заболел?
И как поступил его хозяин?
Что сделал Догони-Ветер? (позвонил в колокол)
Осознал Уседом свою ошибку?
Чему учит этот рассказ?
(Свои обещания надо выполнять)
А сейчас немного поиграют наши родители, отгадают пословицы и поговорки о добре.
Добрые слова лучше мягкого …. (пирога)
От теплого слова и лёд…. (тает).
Доброе слово лечит, а злое….(калечит).
Доброму слову — добрый (ответ).
Доброе слово доходит до…. (сердца).
Уметь говорить тёплые, ласковые, добрые слова не так-то уж и легко.
Попробуйте обратиться друг к другу с просьбой, используя добрые слова.
Вот мы познакомились с творчеством писателя и педагога К. Д. Ушинского
все его рассказы написаны очень давно.
- Мы можем сказать, что все рассказы и сказки чему то учат:
нужно помогать друг другу,
уступать друг другу,
уметь быть дружелюбным.
Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам становится добрее.
И добрее стал тот, кому он помог.
Давайте же помогать друг другу, дружить и творить добро.