Наталья Мамаева
Презентация «Технологии развития двигательной сферы голосоведения и речеобразования у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на сентябрь. Мамаева Н. л, учитель-логопед.
Листы взаимодействия по лексическим темам на год
Осень. Звук У
Артикуляционные упражнения «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
«Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка».
— «Иголочка».
— «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя.
Публикация «Презентация „Технологии развития двигательной сферы голосоведения и речеобразования у детей“» размещена в разделах
Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый и свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.
Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.
Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели В теплые края.
А. Плещеев Изображают улетающих птичек.
Развитие мелкой моторики. «Дождь»
Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по столу ладонями.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
— Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли —
— Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
— Топ-топ-топ.
Ж. Давитьянц Далее — такие же движения по тексту.
Массаж лица.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями:
Дождик, дождик, веселей От середины лба к вискам.
Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).
Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Зря в окошко не стучи!
Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
. Развитие мимических мышц. «Осень»
Осень наступила, Высохли цветы. Грусть.
И глядят уныло Голые кусты. Поникший взгляд.
Вянет и желтеет Травка на лугах. Печаль.
Только зеленеет Озимь на полях.
А. Плещеев Спокойное выражение лица.
Развитие фонематического слуха.
Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам, ряда слогов, ряда слов. Педагог произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У. Дети хлопают, когда слышат звук У. И т. п.
. Закрепление звука в слогах.
Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:
ум-ум-ам оп-уп-уп
ам-ам-ум ут-от-ут
ну-ну-на ку-ка-ку.
Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам Делаем зарядку.
Очень нравится нам Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать.
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Педагог Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.
Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
• Осенью не надевают шубы. И т. д. Игра «Один — много». Дерево—деревья. Лист — листья. Трава — травы. И т. д.
• Игра «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т. д.
Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое? —. Солнце —. Погода —. Деревья —. Трава —.)
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина.
Овощи. Звук У.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Руки разведены в стороны.
Говорит — посторонись!
Е Стюарт Отталкивающие движения руками.
Развитие мелкой моторики. «Купите лук.»
Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Загибают по одному пальчику на обеих ру-ках, начиная с мизин-ца.
Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка.
Шотландская песенка, пер. И. Разгибают по одному пальчику на обеих ру-ках, начиная с мизин-ца.
3Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Проводить поглаживание, а затем знакомить детей с зигзагообразными движениями:
Ходит пальчик по дорожке: От середины лба к вискам.
Вверх — вниз, вверх — вниз, Вокруг круговых мыши, глаз (от переносицы к вискам).
Будут розовыми щечки: По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Вверх — вниз, вверх — вниз заканчивается поглаживанием.
Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.
Развитие мимических мышц.
Педагог (показывает детям корзинку с муляжами) : Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок. Педагог демонстрирует овощи, дети изображают мимикой их вкус.
Развитие артикуляционной моторики.
- «Улыбка» — «Трубочка».
«Лопаточка».
«Иголочка».
«Лопаточка» — «Иголочка».
Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.
Работа над развитием дыхания и голоса. Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый
в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, делают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а.».
Развитие фонематического слуха.
Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам, ряда слогов, ряда слов. Педагог произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У. Дети хлопают, когда слышат звук У. И т. п.
12. Закрепление звука в слогах.
Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за педагогом
повторяют слоговые ряды:
ум-ум-ам оп-уп-уп
ам-ам-ум ут-от-ут
ну-ну-на ку-ка-ку.
Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН.
Закрепление звука в предложении
Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».
Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за педагогом:
Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.
Ут-ут-ут — две улитки ползут.
Ух-ух-ух — Вася ловит мух.
Развитие лексико-грамматических категорий
Игра «Узнай по описанию». Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет.
Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)
Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)
Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.) Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.)
Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)
Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)
Игра «Назови ласково». Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Огурец — огурчик, помидор — помидорчик, свекла — свеколка, баклажан — баклажанчик, лук — лучок, морковь — морковка, репа — репка, капуста — капусточка.
Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту- вима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей
Фрукты. Звуки У-А.
Развитие общей моторики. «Яблоня».
В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. («Сажают» яблоню.)
Она цветами белыми (Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок.)
Весною расцвела. («Цветок» распускает ле-пестки.)
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, (Изображают старого дедушку с палочкой.)
Чтоб наливала яблоня (Машут руками над головой.)
Румяный сладкий плод. (Пощипывают щеки.)
Развитие мелкой моторики. «Апельсин».
Мы делили апельсин. (Изображают апельсин — пальчики в кулаке.)
Много нас, (Руки согнуты в локтях, ше-велят пальцами.)
А он — один. (Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.)
Эта долька — для ежа! Эта долька — для чижа! Эта долька — для утят! Эта долька — для котят! Эта долька — для бобра! А для волка — кожура! (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.)
Он сердит на нас —(Сжимают и разжимают
пальцы на обеих руках.)
Разбегайтесь кто куда. (Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.)
Массаж лица.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с педагогом.
Вышли пальчики гулять, (От середины лба к вискам.)
Стали яблоки срывать. (Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.)
Что за чудная картинка: (По мышцам щек от крыльев носа к вискам.)
Была полною корзинка. (От середины подбородка к ушам.)
Массаж заканчивается поглаживанием.
Развитие мимических мышц.
На прошлом занятии мы «пробовали» овощи на вкус, а сегодня давайте «попробуем» фрукты: сладкий виноград, кислый лимон, ароматную грушу. Вдруг вам попалось червивое яблоко. (Дети передают эмоциональное состояние.)
Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Поцелуй». Губы вытянуты вперед трубочкой.
- «Лопаточка».
Удержать «Лопаточку» под счет до семи.
Работа над развитием дыхания и голоса. Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».
Связь звуков и букв.
Дети выкладывают буквы А и У из счетных палочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).
Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлопай, топай, не зевай». Педагог
произност ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.
Закрепление звуков в слогах. Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН УМ, АМ.
Повторение вслед за педагогом
Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран. Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух. Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока. Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку.
Развитие лексико-грамматических категорий
Игра «Чьи фрукты: Ванины или Машины?».
Маша взяла яблоко. Теперь это чье яблоко? (Это Машино яблоко.) Ваня взял сливу. Это чья слива? (Это Ванина слива.) И т. д.
Игра «Мой, моя, мое». Дети подбирают слова- признаки к местоимениям.
Мой (что) —. (Апельсин.)
Моя —. (Вишня.)
Мое —. (Яблоко.) И т. д
Предварительная работа: Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация — «Ваза с фруктами».
Мебель. Звук К
Развитие общей моторики
Коля, Коля. Николай
За собою убирай! Дети идут по кругу друг за другом
У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши
Под столом ремень и брюки Приседают
Не в шкафу рубаха, «Рисуют» четырехугольник
Николай - неряха Грозят пальчиком и качают головой
Развитие мелкой моторики
В доме жалуется пол:
«До чего мой тяжел: Дети поочередно кладут кисти рук на стол
Тумба, кресло и столы,
Там кровать, а тут шкафы. Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Еле - еле их терплю -
Только жалобно скриплю!» Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках
Массаж лица.
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)
Развитие мимических мышц.
Демонстрация пиктограмм: задача детей — выразить состояние, которое изображено на рисунках.
Развитие артикуляционной моторики.
Для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов.
Для губ: «Трубочка» - «Улыбка» (5 раз)
Для языка: «почистим» нижние зубки.
Работа над голосом : А-О-У, А-О-У,А-О-У.
Развитие фонематического слуха.
Мак — бак — так;
Ток — тук — так;
Бык — бак — бок;
Клетка — плетка — пленка;
Тыква — буква — будка.
Выделение слов со звуком К из текста.
У паука, у паука
То ли рука, то ли нога.
Плетет паук паучью сеть,
Чтоб всех кусачих сладко съесть.
Игра «Поймай звук».
Хлопаем на звук К среди других звуков.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Что для чего нужно». Подбор глаголов : - Что делают за письменным столом? (Пишут). За обеденным, за кухонным; для чего нужен диван, стул, платяной шкаф, посудный шкаф.
Игра «Скажи наоборот».
Подбор антонимов:- Старая мебель – новая мебель; тяжелая, старинная, большая, взрослая, мягкая, грязная, высокий, широкий; открывать, поставить посуду, внести, сломать.
Игра «Назови части мебели»
Игра «Один – много». Одна полка, много полок; диван, стол, шкаф, и т. д.
Игра «Назови мебель гномика»
Игра «Магазин мебели». Сосчитать мебель в магазине. (Один стол, два стола… пять столов).
Игра «Повтори слова»
Шкаф – шкафчик – шкафчики; стол – столик – столики; стул – стульчик – стульчики.
Стих
Мастерит столяр буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как.
Развитие связной речи
Рассказ описание «Стул»
Стул – это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит из сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят.
Лексический материал.
Виды мебели; части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр.