МААМ-картинки

Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников

Ирина Плеханова
Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросом изучения мотивации к обучению в школе у старших дошкольников занимались многие педагоги и психологи. Но все они в разное время приходили к единому мнению о том, что желание учиться появляется только у ребенка с достаточным уровнем развития психических процессов. Именно поэтому нельзя развивать школьную мотивацию, не уделяя внимания развитию мышления, восприятия, речи, памяти, воображения, произвольности, т. е. не осуществляя всестороннего развития ребенка – дошкольника в «зоне его ближайшего развития», как считали Эльконин, Давыдов. (Слайд 4)

Темочки:

Школьный мониторинг первоклассников в октябре 2014 года, выявил 19% выпускников нашего детского сада с низким уровнем развития мотивации.

Исходя из этого, я проанализировала деятельность педагогов нашего детского сада по предшкольной подготовке, и выявила ряд недостатков:

- разрозненность, бессистемность мероприятий по развитию мотивации;

- однообразность в выборе форм и методов взаимодействия с участниками образовательных отношений;

- пассивное отношение родителей к участию в образовательной деятельности;

Поэтому передо мной встал вопрос о нахождении и применении на практике новых, наиболее эффективных, способов развития мотивации, тем более, что во ФГОС ДО в Требованиях к условиям реализации программы говорится о необходимости внедрения современных инновационных технологий в процесс образования.

Необходимо было разработать систему мероприятий по развитию положительной мотивации у будущих первоклассников с ориентацией на использование современных образовательных технологий. (Слайд 5)

С этой целью я разработала и реализую в течении уже трех лет план-программу предшкольной подготовки воспитанников, которая основана на ФГОС ДО и локальных нормативных актах нашей организации. Таким образом, содержание разработанной мной план-программы ориентировано на выполнение Программы развития нашего ДОУ на 2014-2018 годы и соответствует задачам пяти образовательных областей реализуемой ОПДО для старшего и подготовительного возраста. (Слайд 6)

При разработке план-программы, я поставила перед собой цель - развитие формирования интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда диагностических и коррекционных задач. (Слайд 7)

Анализ содержания план- программы позволяет выделить в качестве основной характеристики – системность в организации образовательного процесса, на основе сотрудничества семьи, ДОУ и школы. (Слайд 8)

План-программа включает в себя четыре блока взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. (Слайд 9)

Диагностический блок предполагает изучение познавательных психических процессов на начальном этапе освоения программы с использованием -Экспресс-диагностики в детском саду Павлова Н. Н., Руденко Л. Т. Для выявления актуального уровня знаний родителей в этом вопросе провожу анкетирование «Подготовка ребенка к школе». А характер взаимоотношений воспитателя с воспитанниками помогает выявить тестирование «Стиль педагогического общения».

В течении учебного года провожу социометрическое исследование по методике «Два дома» И. Вандик, П. Экблад с целью выявления особенностей и дальнейшей коррекцией взаимоотношений детей в группе.

На итоговом этапе провожу Экспресс-диагностику готовности к школе. Вархотова Е. К, Дятко Н. В., Сазонова Е. В. и методику «Определение мотивов учения М. Р. Гинзбург. (Слайд 10)

В качестве основного методического пособия для занятий с детьми используется «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»» под ред. Н. Ю. Куражевой, которая предполагает помощь дошкольникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся; формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности; организацию взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; закрепление знания о поведении ребенка в школе; формирование познавательных и социальных мотивов учения, проведение игр и упражнений, способствующих накоплению опыта по эффективному общению, а также помогающих в налаживании отношений с окружающими.

Основные формы организации занятий – фронтальная и малыми подгруппами с учетом дифференцированного подхода к воспитанникам. (Слайд 11)Но в то же время, следуя одному из основных принципов ФГОС ДО, я стараюсь строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей и поддержки инициативы каждого ребенка, поэтому активно применяю индивидуальные формы взаимодействия. Например, ежегодно реализую детско-родительский проект «Школьные принадлежности : вчера, сегодня, завтра…» (Слайд 12)

При организации образовательной деятельности стараюсь больше применять приемы активизирующего обучения (моделирование различных ситуаций, дискуссии, мини-конкурсы, интерактивные компьютерные игры) и здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, релаксация, элементы музыкотерапии, элементы арттерапии, психогимнастика).

План-программа предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений. (Слайд 13)И в современных условиях наиболее актуальны активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, поэтому, наряду с традиционной просветительской работой (ежегодный выпуск газеты, папки-раскладушки, выступления на родительских собраниях, я стараюсь привлекать родителей к участию в совместных занятиях, круглых столах, тренингах, созданию мини-музеев и коллекций.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах предшкольной подготовки ежегодно провожу семинары-практикумы и тренинги. (Слайд 14)

Для развития и коррекции психических процессов старших дошкольников провожу специальные упражнения, представленные в пособии В. Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. Например: «Найди, зачеркни, сосчитай» (развитие внимания, «Что лишнее?» (мышление, «Что изменилось?» (память, внимание, «Составь загадку» (мышление, речь, «Что звучит?» (восприятие).

Развитие навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества происходит во время тренинговых занятий по методике Рябцевой С. В., Спиридоновой И. В., а занятия на основе пособия - «Сказочные тренинги» Е. В. Белинской помогают эффективно развивать и корректировать эмоционально-личностную сферу детей.

На основании индивидуальных карт развития я составляю свой план индивидуальных коррекционных занятий с каждым ребенком. В зависимости от степени развития отдельных психических функций, реализую индивидуальное взаимодействие за рамками непосредственно образовательной деятельности. (Слайд 15)

В итоге, сравнив результаты «Определения мотивов учения». М. Р. Гинзбурга, которые проводились в конце учебного года на протяжении 3 лет, я отметила положительную динамику. Оказалось, что на протяжении 3 лет все выпускники старшей группы в конце учебного года хотели учиться в школе. Причем преобладали учебные и оценочные мотивы. Полученные результаты говорят о благоприятной динамике развития психологической готовности к школе. (Слайд 16)Об этом также свидетельствует мониторинг развития мотивации у первоклассников, который показал, что количество первоклассников с низким уровнем мотивации на начало 2017-2018 учебного года снизился на 15% по сравнению с началом 2014-2015 учебного года. (Слайд 17)

С отчетом по результатам своей работы я выступила на заседании РМО педагогов-психологов, а также ежегодно выступаю на итоговых педагогических советах в своем ДОУ.

Данная технология размещена на моем персональном сайте https://plira2s.ucoz.net/, личной странице педагога-психолога на сайте МБДОУ «Детский сад №2» https://ardatov-2ds.ucoz.ru и на моей странице международного образовательного портала https://www.maam.ru/users/372889.

Представленная технология может использоваться в работе педагогов-психологов ДОУ, воспитателей старших и подготовительных групп, как опытными, так и начинающими педагогами. Она может быть включена в образовательную программу дошкольного образования любой дошкольной организации и будет сочетаться с различными технологиями и моделями образовательного процесса. Единственная проблема, которая может возникнуть перед педагогами при ее использовании – это составление рабочей программы педагога и составление планирования по темам, ведь перед каждым педагогом стоят свои приоритетные задачи, а каждое дошкольное образовательное учреждение отличается своей спецификой образовательного процесса. (Слайд 18)

В процессе реализации план-программы я выявила ряд преимуществ, а также столкнулась с трудностями, некоторые из которых возможно решить при дальнейшем применении технологии.

В дальнейшем я не собираюсь останавливаться на достигнутом, планирую и дальше совершенствоваться в данном направлении работы. Буду продолжать внедрять в свою практику метод проектов, т. к. наибольшая активность, самостоятельность и способности дети проявляли именно при реализации проектов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться наработками по своей методической теме "Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе.

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики «Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся на уроках информатики» Федеральный компонент государственного стандарта,.

Дидактические игры как средство подготовки к обучению в школе старших дошкольников Задачи: 1. Проанализировать теоретические основы старших дошкольников к обучению в школе; 2. Разработать систему дидактических игр для подготовки.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Презентация «Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у младших дошкольников» 1Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у младших дошкольников. 2МДОБУ «Смольненский детский сад» работает.

Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.

Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования.

Педагогический проект «Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе» Содержание проекта 1. Актуальность выбранной темы 2. Постановка проблемы проекта 3. Постановка цели и задач проекта 4. Этапы реализации.

Презентация «Современные технологии математического развития дошкольников» Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение им.

Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе В настоящее время занятость и инерция родителей, низкий уровень педагогической компетентности, чрезмерная заинтересованность детей интернетом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников
Опубликовано: 27 июня 2018 в 12:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Плеханова (УИ 372889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД