Ирина Плеханова
Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников
Вопросом изучения мотивации к обучению в школе у старших дошкольников занимались многие педагоги и психологи. Но все они в разное время приходили к единому мнению о том, что желание учиться появляется только у ребенка с достаточным уровнем развития психических процессов. Именно поэтому нельзя развивать школьную мотивацию, не уделяя внимания развитию мышления, восприятия, речи, памяти, воображения, произвольности, т. е. не осуществляя всестороннего развития ребенка – дошкольника в «зоне его ближайшего развития», как считали Эльконин, Давыдов. (Слайд 4)
Публикация «Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников» размещена в разделах
Школьный мониторинг первоклассников в октябре 2014 года, выявил 19% выпускников нашего детского сада с низким уровнем развития мотивации.
Исходя из этого, я проанализировала деятельность педагогов нашего детского сада по предшкольной подготовке, и выявила ряд недостатков:
- разрозненность, бессистемность мероприятий по развитию мотивации;
- однообразность в выборе форм и методов взаимодействия с участниками образовательных отношений;
- пассивное отношение родителей к участию в образовательной деятельности;
Поэтому передо мной встал вопрос о нахождении и применении на практике новых, наиболее эффективных, способов развития мотивации, тем более, что во ФГОС ДО в Требованиях к условиям реализации программы говорится о необходимости внедрения современных инновационных технологий в процесс образования.
Необходимо было разработать систему мероприятий по развитию положительной мотивации у будущих первоклассников с ориентацией на использование современных образовательных технологий. (Слайд 5)
С этой целью я разработала и реализую в течении уже трех лет план-программу предшкольной подготовки воспитанников, которая основана на ФГОС ДО и локальных нормативных актах нашей организации. Таким образом, содержание разработанной мной план-программы ориентировано на выполнение Программы развития нашего ДОУ на 2014-2018 годы и соответствует задачам пяти образовательных областей реализуемой ОПДО для старшего и подготовительного возраста. (Слайд 6)
При разработке план-программы, я поставила перед собой цель - развитие формирования интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.
Достижение поставленной цели возможно при решении ряда диагностических и коррекционных задач. (Слайд 7)
Анализ содержания план- программы позволяет выделить в качестве основной характеристики – системность в организации образовательного процесса, на основе сотрудничества семьи, ДОУ и школы. (Слайд 8)
План-программа включает в себя четыре блока взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. (Слайд 9)
Диагностический блок предполагает изучение познавательных психических процессов на начальном этапе освоения программы с использованием -Экспресс-диагностики в детском саду Павлова Н. Н., Руденко Л. Т. Для выявления актуального уровня знаний родителей в этом вопросе провожу анкетирование «Подготовка ребенка к школе». А характер взаимоотношений воспитателя с воспитанниками помогает выявить тестирование «Стиль педагогического общения».
В течении учебного года провожу социометрическое исследование по методике «Два дома» И. Вандик, П. Экблад с целью выявления особенностей и дальнейшей коррекцией взаимоотношений детей в группе.
На итоговом этапе провожу Экспресс-диагностику готовности к школе. Вархотова Е. К, Дятко Н. В., Сазонова Е. В. и методику «Определение мотивов учения.» М. Р. Гинзбург. (Слайд 10)
В качестве основного методического пособия для занятий с детьми используется «Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»» под ред. Н. Ю. Куражевой, которая предполагает помощь дошкольникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся; формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности; организацию взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; закрепление знания о поведении ребенка в школе; формирование познавательных и социальных мотивов учения, проведение игр и упражнений, способствующих накоплению опыта по эффективному общению, а также помогающих в налаживании отношений с окружающими.
Основные формы организации занятий – фронтальная и малыми подгруппами с учетом дифференцированного подхода к воспитанникам. (Слайд 11)Но в то же время, следуя одному из основных принципов ФГОС ДО, я стараюсь строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей и поддержки инициативы каждого ребенка, поэтому активно применяю индивидуальные формы взаимодействия. Например, ежегодно реализую детско-родительский проект «Школьные принадлежности : вчера, сегодня, завтра…» (Слайд 12)
При организации образовательной деятельности стараюсь больше применять приемы активизирующего обучения (моделирование различных ситуаций, дискуссии, мини-конкурсы, интерактивные компьютерные игры) и здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, релаксация, элементы музыкотерапии, элементы арттерапии, психогимнастика).
План-программа предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений. (Слайд 13)И в современных условиях наиболее актуальны активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, поэтому, наряду с традиционной просветительской работой (ежегодный выпуск газеты, папки-раскладушки, выступления на родительских собраниях, я стараюсь привлекать родителей к участию в совместных занятиях, круглых столах, тренингах, созданию мини-музеев и коллекций.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах предшкольной подготовки ежегодно провожу семинары-практикумы и тренинги. (Слайд 14)
Для развития и коррекции психических процессов старших дошкольников провожу специальные упражнения, представленные в пособии В. Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. Например: «Найди, зачеркни, сосчитай» (развитие внимания, «Что лишнее?» (мышление, «Что изменилось?» (память, внимание, «Составь загадку» (мышление, речь, «Что звучит?» (восприятие).
Развитие навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества происходит во время тренинговых занятий по методике Рябцевой С. В., Спиридоновой И. В., а занятия на основе пособия - «Сказочные тренинги» Е. В. Белинской помогают эффективно развивать и корректировать эмоционально-личностную сферу детей.
На основании индивидуальных карт развития я составляю свой план индивидуальных коррекционных занятий с каждым ребенком. В зависимости от степени развития отдельных психических функций, реализую индивидуальное взаимодействие за рамками непосредственно образовательной деятельности. (Слайд 15)
В итоге, сравнив результаты «Определения мотивов учения». М. Р. Гинзбурга, которые проводились в конце учебного года на протяжении 3 лет, я отметила положительную динамику. Оказалось, что на протяжении 3 лет все выпускники старшей группы в конце учебного года хотели учиться в школе. Причем преобладали учебные и оценочные мотивы. Полученные результаты говорят о благоприятной динамике развития психологической готовности к школе. (Слайд 16)Об этом также свидетельствует мониторинг развития мотивации у первоклассников, который показал, что количество первоклассников с низким уровнем мотивации на начало 2017-2018 учебного года снизился на 15% по сравнению с началом 2014-2015 учебного года. (Слайд 17)
С отчетом по результатам своей работы я выступила на заседании РМО педагогов-психологов, а также ежегодно выступаю на итоговых педагогических советах в своем ДОУ.
Данная технология размещена на моем персональном сайте https://plira2s.ucoz.net/, личной странице педагога-психолога на сайте МБДОУ «Детский сад №2» https://ardatov-2ds.ucoz.ru и на моей странице международного образовательного портала https://www.maam.ru/users/372889.
Представленная технология может использоваться в работе педагогов-психологов ДОУ, воспитателей старших и подготовительных групп, как опытными, так и начинающими педагогами. Она может быть включена в образовательную программу дошкольного образования любой дошкольной организации и будет сочетаться с различными технологиями и моделями образовательного процесса. Единственная проблема, которая может возникнуть перед педагогами при ее использовании – это составление рабочей программы педагога и составление планирования по темам, ведь перед каждым педагогом стоят свои приоритетные задачи, а каждое дошкольное образовательное учреждение отличается своей спецификой образовательного процесса. (Слайд 18)
В процессе реализации план-программы я выявила ряд преимуществ, а также столкнулась с трудностями, некоторые из которых возможно решить при дальнейшем применении технологии.
В дальнейшем я не собираюсь останавливаться на достигнутом, планирую и дальше совершенствоваться в данном направлении работы. Буду продолжать внедрять в свою практику метод проектов, т. к. наибольшая активность, самостоятельность и способности дети проявляли именно при реализации проектов.