Лариса Семёнова
Форма детского словотворчества «Лимерики»
▼ Скачать + Заказать документы
Лимерик – форма детского словотворчества.
В соответствии с ФГОС одной из составляющей образовательной области «Речевое развитие» является – развитие речевого творчества детей. Одной из технологий по развитию связной речи дошкольников является сочинительство. Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение благотворно влияет на способность чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворного текста у детей закладываются основы для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержит рифмованные тексты, ребёнок не сможет овладеть богатством родного языка, так как рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства переживания человека. Исследователи детской речи установили, что дети 3-6 лет имеют естественную потребность в стихосложении, стихотворчестве. Веселые смешные, устрашающие стихи-дразнилки – это словесная игрушка ребёнка. И в то же время детская поэзия это свой особый свойственный только детям взгляд на мир. Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении загадок, стихотворных текстов, сочинении сказок и творческих рассказов. В связи с этим я поставила перед собой следующую цель: Создание условий для развития словотворчества детей. Для решения данной цели определила такие задачи, как:
Публикация «Форма детского словотворчества „Лимерики“» размещена в разделах
• Создать предпосылки поэтического восприятия стихотворных текстов.
• Учить детей находить созвучие в словах и словосочетаниях
Для своей работы я взяла такую форму работы для решения этой задачи как «ЛИМЕРИКИ». Лимерик – это короткий стишок, состоящий из 5 строк, его ещё называют узаконенной нелепицей, нонсенс. Мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира. Как правило, это стихотворение из 5 строчек, которые рифмуются следующим образом: первые две строчки рифмуются между собой,3-4 строчки рифмуются между собой, 5 строчка не рифмуется - это вывод. Например: «Жил был пёс красивый нос, сторожил он дом и двор, а потом взял и ушёл. Не хороший пёс».
Этапы работы над лимериками :
1) с подбора слов схожих по звучанию.
2) затем нескольких слов.
3) далее подбор слов к предметным картинкам.
4) подбор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются.
5) придумывание по рисункам детей.
Основная форма работы - игровые упражнения, поэтому свою работу мы начали:
«Складные картинки»
«Придумай рифмованное слово»
«Придумай рифмованные строчки»
Составление лимериков.
«Сочиняем разные лимерики»
«Стишок про нас»
«Придумай стишок про занятие».
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов:
• «О ком? О чём?»
• «Доскажи словечко»
• «Склад – не склад»
• «Чистоговорки»
• «Сочини дальше»
• «Исправь меня»
• «Сочиняем стишок и его запишем»
• «Дразнилка»
В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении. Для детей группы такие упражнения проходят, как небольшие развлечения, в которые они могут играть в течение дня.
Характеристика текста лимерика :
Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка: Жил – был (объект)
2 строчка: Сравнение или указание на свойство объекта
3, 4 строчки: Действие или взаимодействие с другими объектами
5 строчка: Вывод (утверждение или мораль)
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
«О ком? О чем?»
Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
1. О каком объекте идет речь?
2. Какими признаками наделен объект?
3. Какие действия он совершал?
4. Какой вывод сделал автор?
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.
«Доскажи словечко»
Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму
«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.
«Чистоговорки»
Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР. : Са – са – са – прилетела в сад оса. Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща.
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
«Сочини дальше»
Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень.». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.
«Исправь меня»
Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.
«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.
«Дразнилка»
Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом - лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т. д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).
Лимерики, сочиненные детьми.
Зимушка веселая Мальчишки смешные
Снежная морозная Сильные, веселые
Погулять мы все пойдем. Носят брюки и штанишки
И снежков там наберем. Вот такие ребятишки
Чтобы не растаяли. Очень интересные
Девчонки любят наряжаться Нам рисунок с вами дали
Петь и танцевать Мы его разрисовали,
Когда они пришли домой, Красками цветными
Испугался домовой. Очень озорными.
Такие страшные девчонки. Вот такой рисунок!
Математика у нас Робот сильный и тяжелый
А занятие просто класс! Мы пойдем с ним погулять
Научились мы считать, Покатаемся на горке,
Цифры сразу узнавать. В группу мы возьмем опять.
Мы – математики! Уберем на место.
Игра-шагалка Динозавр очень злой
Очень интересная Сильный и рогатый.
Кубики бросаешь, Не боимся мы его,
Дальше все шагаешь. Он ведь не бодатый.
Вот и победил! Добрый!
На прогулке просто класс! Пиратики-лохматики
Очень весело у нас! Пиратики-стрелятики
Наблюдаем и играем. Очень любят танцевать
И друг другу не мешаем. Петь и воображать!
Хорошо гулять! Как вы думали?
На прогулку мы ходили,
Горку снежную лепили.
А сейчас катаемся,
Все мы забавляемся!
Хорошо на горке!