МААМ-картинки

Форма детского словотворчества «Лимерики»

Лариса Семёнова
Форма детского словотворчества «Лимерики»
▼ Скачать + Заказать документы

Лимерик – форма детского словотворчества.

В соответствии с ФГОС одной из составляющей образовательной области «Речевое развитие» является – развитие речевого творчества детей. Одной из технологий по развитию связной речи дошкольников является сочинительство. Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение благотворно влияет на способность чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворного текста у детей закладываются основы для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, которая содержит рифмованные тексты, ребёнок не сможет овладеть богатством родного языка, так как рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства переживания человека. Исследователи детской речи установили, что дети 3-6 лет имеют естественную потребность в стихосложении, стихотворчестве. Веселые смешные, устрашающие стихи-дразнилки – это словесная игрушка ребёнка. И в то же время детская поэзия это свой особый свойственный только детям взгляд на мир. Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении загадок, стихотворных текстов, сочинении сказок и творческих рассказов. В связи с этим я поставила перед собой следующую цель: Создание условий для развития словотворчества детей. Для решения данной цели определила такие задачи, как:

Публикация «Форма детского словотворчества „Лимерики“» размещена в разделах

• Создать предпосылки поэтического восприятия стихотворных текстов.

• Учить детей находить созвучие в словах и словосочетаниях

Для своей работы я взяла такую форму работы для решения этой задачи как «ЛИМЕРИКИ». Лимерик – это короткий стишок, состоящий из 5 строк, его ещё называют узаконенной нелепицей, нонсенс. Мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира. Как правило, это стихотворение из 5 строчек, которые рифмуются следующим образом: первые две строчки рифмуются между собой,3-4 строчки рифмуются между собой, 5 строчка не рифмуется - это вывод. Например: «Жил был пёс красивый нос, сторожил он дом и двор, а потом взял и ушёл. Не хороший пёс».

Этапы работы над лимериками :

1) с подбора слов схожих по звучанию.

2) затем нескольких слов.

3) далее подбор слов к предметным картинкам.

4) подбор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются.

5) придумывание по рисункам детей.

Основная форма работы - игровые упражнения, поэтому свою работу мы начали:

«Складные картинки»

«Придумай рифмованное слово»

«Придумай рифмованные строчки»

Составление лимериков.

«Сочиняем разные лимерики»

«Стишок про нас»

«Придумай стишок про занятие».

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов:

«О ком? О чём?»

«Доскажи словечко»

«Склад – не склад»

«Чистоговорки»

«Сочини дальше»

«Исправь меня»

«Сочиняем стишок и его запишем»

«Дразнилка»

В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении. Для детей группы такие упражнения проходят, как небольшие развлечения, в которые они могут играть в течение дня.

Характеристика текста лимерика :

Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется. По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка: Жил – был (объект)

2 строчка: Сравнение или указание на свойство объекта

3, 4 строчки: Действие или взаимодействие с другими объектами

5 строчка: Вывод (утверждение или мораль)

Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

1. О каком объекте идет речь?

2. Какими признаками наделен объект?

3. Какие действия он совершал?

4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова. Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР. : Са – са – са – прилетела в сад оса. Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову. Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень.». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень».

Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами.

Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д.

«Дразнилка»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом - лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т. д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).

Лимерики, сочиненные детьми.

Зимушка веселая Мальчишки смешные

Снежная морозная Сильные, веселые

Погулять мы все пойдем. Носят брюки и штанишки

И снежков там наберем. Вот такие ребятишки

Чтобы не растаяли. Очень интересные

Девчонки любят наряжаться Нам рисунок с вами дали

Петь и танцевать Мы его разрисовали,

Когда они пришли домой, Красками цветными

Испугался домовой. Очень озорными.

Такие страшные девчонки. Вот такой рисунок!

Математика у нас Робот сильный и тяжелый

А занятие просто класс! Мы пойдем с ним погулять

Научились мы считать, Покатаемся на горке,

Цифры сразу узнавать. В группу мы возьмем опять.

Мы – математики! Уберем на место.

Игра-шагалка Динозавр очень злой

Очень интересная Сильный и рогатый.

Кубики бросаешь, Не боимся мы его,

Дальше все шагаешь. Он ведь не бодатый.

Вот и победил! Добрый!

На прогулке просто класс! Пиратики-лохматики

Очень весело у нас! Пиратики-стрелятики

Наблюдаем и играем. Очень любят танцевать

И друг другу не мешаем. Петь и воображать!

Хорошо гулять! Как вы думали?

На прогулку мы ходили,

Горку снежную лепили.

А сейчас катаемся,

Все мы забавляемся!

Хорошо на горке!

Публикации по теме:

Аквааэробика как форма развития детского организма «Аквааэробика как форма развития детского организма» Инструктор – методист д/с «Радуга» п. Тазовский Бережнова Е. Н. «Вода, у тебя.

День открытых дверей в ДОУ — как форма взаимодействия детского сада и семьи 1. Взаимопознание День открытых дверей в ДОУ – как форма взаимодействия детского сада и семьи Тема проекта: «День открытых дверей в ДОУ».

Акция как форма работы с родителями и средство сплочения детского коллектива Мельникова Валентина Михайловна воспитатель, первая квалификационная категория Акция как форма работы с родителями Когда я взяла группу.

Форма взаимодействия с семьей — конференция. Курсы повышения квалификации Оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей Руководитель: Жигалова Наталья Павловна 10.10.2016-19.10.2016.

Форма знакомства с картойФорма знакомства с картой Дети подготовительной группы расширяли представления о карте, материках, океанах параллельно с прослушиванием стихотворений писателей.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей «Приемы работы. Словесные игры и упражнения» Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей. В работе над словообразованием используйте приемы: Дидактические.

Портфолио — форма аттестации Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного.

Спортивная форма воспитанников детского садаСпортивная форма воспитанников детского сада Спортивная форма воспитанников в детском саду. Многие воспитатели и специалисты по ФК наверняка сталкивались с таким вопросом, как спортивная.

Стенгазета как форма работы с родителямиСтенгазета как форма работы с родителями Уважаемые коллеги! Хотелось бы познакомить вас со своими стенгазетами, которые стали неотъемлемой частью моей работы. Стенгазеты являются.

Технологии развития словотворчества в процессе формирования речи дошкольника Речь – сложная и специально организованная деятельность, которая является регулятором человеческого поведения. Речь принимает участие в.

Автор публикации:
Форма детского словотворчества «Лимерики»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 17:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Форма детского словотворчества «Лимерики»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Семёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД