Мария Закаляпина
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Не стал исключением и наш детский сад, в частности моя группа. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Темочки:
Для реализации этой цели и для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении активно применяю в своей работе современные педагогические технологии. Эти технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною используются, изучаются и применяются как традиционные технологии, так и современные.
Основанием в своей работе считаю использование современных образовательных технологий :
1. здоровьесберегающие технологии;
2. личностно – ориентированные технологии;
3. игровая технология;
4. технологии проектной деятельности;
5. информационно – коммуникационные технологии;
6. технология исследовательской деятельности;
7. технология «ТРИЗ» и другие.
Здоровьесберегающие технологии. В эту технологию входят:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры; пальчиковая, зрительная, дыхательная, бодрящая, антистрессовая гимнастика, коррегирующая гимнастики.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : утренняя гимнастика, физкультурное занятие, спортивные развлечения, самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: музыкотерапия, релаксация, сказкотерапия, цветотерапия.
Основной целью этой технологии является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в моей группе реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОО, включающей в себя работу по оздоровлению детей через образовательную деятельность, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОО:
1. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия(3 раза в неделю, из них 1 раз на открытом воздухе, музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю во всех возрастных группах, игротренинги и игротерапия (проводится не заметно для ребенка, по средствам включения педагога в процесс игровой деятельности, самомассаж (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с детьми старшего дошкольного возраста, беседы по валеологии (во время совместной деятельности в зависимости от поставленной цели).
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: утренняя гимнастика (ежедневно, утром перед завтраком во всех возрастных группах, пальчиковая гимнастика (ежедневно, во всех группах, гимнастика для глаз (ежедневно, по 3-5 мин., в свободное время, во всех группах, с целью снятия утомления глаз, дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, бодрящая гимнастика после сна (ежедневно, после дневного сна, 5 – 10 мин., ортопедическая гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с целью профилактики плоскостопия, подвижные и спортивные игры (ежедневно во всех группах, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе, динамические паузы, физминутки (во время образовательной деятельности от 2 до 5 мин по мере утомления детей, во всех группах, физкультурные праздники (2 раза в год, во всех группах, физкультурные досуги и развлечения, соревнования (1 раз в месяц, во всех группах, ходьба по массажным коврикам (ежедневно, во всех группах, прогулки (2 раза в день, во всех группах).
Пропаганда ЗОЖ через взаимодействие с родителями: совместные спортивно – оздоровительные мероприятия (1 раз в квартал, во всех возрастных группах, анкетирование (во всех группах, консультирование (по мере необходимости, родительские собрания (1 раз в квартал, информационные стенды для родителей (постоянно, во всех группах, создание памяток, буклетов (1 раз в месяц).
Так же система здоровьесбережения в нашем ДОО представлена следующими проводимыми мероприятиями:
• Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
• Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам, босохождение, полоскание рта после приема пищи, максимальным пребыванием на свежем воздухе, бодрящая, утренняя гимнастика);
• Физкультурные занятия всех типов.
• Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулка) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (сухой бассейн, тактильные дорожки «здоровья», тренажеры);
• Реализация долгосрочного проекта «Если хочешь быть здоров — закаляйся» (средняя группа, разработанного творческой группой ДОО, включающего различные мероприятия для детей и родителей по плану проекта;
• Организация рационального питания (организовано трехразовое питание, с включением в ежедневный рацион детей свежих овощей, фруктов, соков. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (йодированные молоко и соль, морепродукты (рыба, морская капуста, С – витаминизация третьего блюда);
• Медико - профилактическая работа с детьми и родителями (использование Оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период, прививки, витамины «Ревит»);
• Соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса;
• Комплексные мероприятия по сохранению физического и психического здоровья педагогов (семинары, педсоветы, деловые игры, мастерские педагогического мастерства, круглые столы и прочее);
• Освещение всех мероприятий на сайте ДОО.
• В рамках реализации долгосрочного проекта ДОО «Хочу расти здоровым!» мы разработали цикл различных мероприятий для детей и родителей, в которых активно участвовала и моя группа:
• «Лето - территория здоровья» (развлечение с элементами здоровьесбережения – дети выполняли различные упражнения : ходили по массажным дорожкам, проходили через «туннель»)
• Выставка поделок из соленого теста «Полезные продукты» (изготавливали совместно с детьми овощи и фрукты из соленого теста)
• Выставки детских рисунков «Дети и спорт», «Мы за здоровый образ жизни» (совместное с родителями творчество)
• Выставка коллажей «Полезные продукты» (изготавливали вместе с детьми коллажи из распечатанных овощей и фруктов)
• Физкультурно - оздоровительные мероприятия, проводимые совместно с родителями:
• Общее родительское собрание с участие инспектора ДПС.
• «Широкая Масленица» ( досуг на свежем воздухе: развлекали, играли, катались на лошадях в санях, угощали детей, родителей, сотрудников детского сада блинами).
• «Золотая ярмарка» (физкультурно - музыкальное развлечение для всех групп).
В группе стараюсь создать эмоционально комфортные условия пребывания детей. Взаимодействие с детьми основывается на субъектном отношении к ребенку, индивидуальном подходе и учете «зоны ближайшего развития». Созданию эмоционального комфорта способствуют и уютные помещения группы: светлые, просторные, чистые. Мебель в группе подобрана по росту детей. Игры и игрушки находятся в не высоких шкафах, удобно расположенных и прочно укрепленных.
В начале учебного года провожу обследование детей, изучая медицинские карты: какую группу здоровья имеет ребёнок, какие заболевания перенес ребенок, у каких специалистов состоит на диспансерном учете, какой имеет диагноз. Полученные сведения позволяют осуществлять индивидуально – коррекционную работу с каждым ребенком.
Режим дня в группе выстроен рационально с учетом возрастных особенностей детей и сменой видов деятельности. В режиме дня предусмотрена смена видов деятельности: утренняя гимнастика, две прогулки, физкультурные и музыкальные занятия чередую с занятиями по изобразительной деятельности, игрой. Выдерживаю режим проветривания. Контролирую температурный режим помещений группы.
В группе выделено пространство для организации двигательной активности детей, создан спортивный уголок с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Режим умственной нагрузки осуществляю в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях провожу физкультурные паузы.
Ежедневно в группе проходит несколько форм физкультурно - оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры на воздухе, игры малой подвижности в пoмещении, физкультурные паузы, физкультурные занятия, коррекционная работа с пособиями и без них, коррекция основных видов движений, самостоятельная двигательная деятельнoсть детей.
Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей уделяю совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности.
Для снижения заболеваемости детей использую план профилактических и оздоровительных мероприятий, разработанный в группе.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду.
Веду активную работу по взаимодействию с семьей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (диалоги на родительских собраниях, презентации, папки – передвижки, рекомендации для родителей и так далее).
Таким образом, специально организованная здоровьесберегающая среда в группе направлена на создание эмoционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОО и содействию его физическому, духовному и социальному благополучию.
Применяя технологию личностно – ориентированного обучения способствую развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.
Диалоговые технологии – относятся к технологиям личностно – ориентированного обучения. Цель этой технологии ставить в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечить комфортные условия в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовывать имеющийся природный потенциал, создавать условия личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально – личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе, и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
Игровые технологии направлены на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, зрительных функций, творческих способностей. Они строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Одними из самых любимых у детей являются творческие игры. Ориентируясь на современное общество развиваю не только традиционные игровые сюжеты, но и новые.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр:
• игры – путешествия,
• викторины,
• игры – развлечения,
• сюжетно – ролевые игры,
• игры фантазии и импровизации,
• дидактические игры
Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях. А детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Цель технологии проектной деятельности – дать возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника:
• помогаю осваивать окружающую действительность;
• способствую развитию творческих способностей;
• способствую умению наблюдать, слушать;
• помогаю ребенку увидеть проблему со всех сторон;
• способствую развитию навыков обобщать и анализировать; развивать речь, память, мышление, воображение;
• формирую коммуникативные навыки и нравственные качества;
• стимулирую к самосовершенствованию.
С детьми моей группы реализованы проекты: долгосрочный – «Лето - территория здоровья», «Край родной, на век любимый», «Если хочешь быть здоров - закаляйся» и краткосрочные: «Зимушка - зима», «Птицы - наши друзья» «Выращиваем лук», «Сказка в гости к нам пришла», «Огород на окне», «Я и моя семья. Семейные праздники», «Неделя ПДД» и другие.
Смысл проектной технологии заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получил в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
• выявление талантливых детей;
• активизацию воспитательного процесса;
• формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;
• формирование навыков публичного выступления.
В работе с родителями применяю различные формы работы.
Наглядно - информационные технологии. Цель такой работы - донести любую информацию. Это информацинные буклеты, сайты детского сада и группы, презентации о достижениях детей, выставки, информационные стенды, видеоролики из жизни детей в детском саду, консультации и так далее.
Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Стараюсь проводить собрание в нетрадиционных формах, с включение игровых моментов, с приглашением специалистов. Проводила, например семинар – практикум «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников». «Душевный разговор» - минисобрания для родителей с общей проблемой и другое.
Приобщение родителей к жизни детского сада создает ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребенком игры, общая командная победа. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру.
Считаю, что собрания, консультации для родителей важно строить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Постоянно оформляю групповые стенды, содержащие информацию о повседневной жизни группы (объявления различного рода, режим, меню, текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками и так далее. Помещаются также рекомендации психолога, логопеда, музыкального руководителя.
Обязательно пишу слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь. Отведено место для поздравления с днем рождения воспитанников. Изготавливаем стенгазеты совместно с детьми, где пишем самые теплые слова поздравлений к различным праздникам.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект включает в себя работу с семьей. Сюда входят создание выставок, сочинение сказок, конкурсы, и многое другое. Как правило родители становятся активными помощниками в любом деле.
Досуговые формы работы с родителями - это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду, где наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Это и утренники к праздникам, развлечения, ярмарки, инсценировка сказок.
В нашей группе провожу дни добрых дел. Это когда родители добровольно оказывают посильную помощь в ремонте игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно – развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу теплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
Так же это совместная деятельность родителей с детьми, где привлекаю родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. Например, изготавливали вместе кормушки.
Это все делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Информационные технологии (ИКТ) - (анимации, слайды, презентации). Использование ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации НОД.
Активно применяю информационно – коммуникационные технологии в своей педагогической практике. Владея навыками работы на компьютере, подбираю материалы к занятиям, для оформления стендов, групповых центров, своего портфолио, портфолио группы, – сканирую, копирую на принтере, создаю презентации, обмениваюсь опытом, знакомлюсь с наработками и периодикой других педагогов.
Для обобщения и распространения своего опыта работы, повышения уровня самообразования создала свой личный сайт в сети Интернет. На Международном образовательном портале Маам (https://www.maam.ru/users/386030) разместила свое электронное портфолио и публикую учебно - методический материал.
С целью привлечения детей использую анимации, презентации, фильмы, которые вызывают активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
С целью повышения квалификации стала участником онлайн - семинара АНО «Санкт – Петербургского центра дополнительного образования», «Центра защиты прав и интересов детей», благодаря ИКТ имею возможность просматривать вебинары с ведущими педагогами и психологами современности.
С большим интересом посещаю вебинары издательства «Просвещение», «Творческий Центр СФЕРА», Издательский Дом «Воспитание дошкольника».
Участие в вебинарах :
Тема: «Природа основных психологических проблем. Модель воспитания ребенка и родительские ошибки»
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Результат: сертификат участника 7 апреля 2020 года
Тема: «Особенности подросткового возраста с точки зрения психологии, социологии и этологии: подростковая девиантность»
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Результат: сертификат участника 10 апреля 2020 года
С интересом участвую в заочных педагогических олимпиадах, профессиональных конкурсах.
В своей работе использую интернет источники, различные сайты : https://solncesvet.ru/, https://myartlab.ru/, https://umnata.ru/, https://totaltest.ru/, https://фгоспроверка. рф/, https://pedagogcentr.ru/, https://росмедаль. рф/олимпиады/, https://rosuchebnik.ru/ , https://centreinstein.ru/, https://nzdop.siteedu.ru/
Познавательно - исследовательская технология (экспериментальная). Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
При организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в моей группе использую различные формы работы : непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, лабораторные работы, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты и так далее.
В группе оборудован уголок экспериментирования для создания оптимальных условий развития познавательной активности детей путем экспериментирования. Создана зона для игр - экспериментов с песком и водой, оборудована зона сенсорного развития, где дети имеют возможность экспериментировать с разнообразными материалами. В детском саду создана мини - лаборатория, оснащенная самым необходимым оборудованием для постановки опытов.
На участке ДОО разбиты цветники, проведены посадки аллей, кустарников, оборудованы птичьи столовые. Все активнее использую проектный метод в экологическом воспитании дошкольников, который позвoляет развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, создавать условия для практического применения полученных знаний эколoгической направленности.
Внедрение познавательно - исследовательских методов в образовательный процесс - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная цель - формирование у детей творческого мышления, то есть, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Технология ТРИЗ успешно используется мною начиная с трех летнего возраста моих воспитанников. Реализую эту технологию развивая фантазию детей, обучая системному мышлению, пoниманию происходящих процессов, единству и противоречию окружающего мира, прививая детям умения рассуждать, обучая поиску собственного решения.
С помощью ТРИЗ выяснила, что на основе логики происходит развитие творческих способностей каждого ребенка. Дети все чаще проявляют активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. У детей появляется уверенность в своих силах и возможностях, исчезает страх перед трудностями и неудачами. Заметно обогащается речь, увеличивается точность суждений, расширяются познавательные способности.
Применение элементов ТРИЗ на занятиях по математике и ИЗО способствует развитию творческих способностей, воображения.
Считаю, что за последние годы возрос творческий и профессиональный уровень нашего педагогического коллектива, который способен эффективно решать образовательные задачи и стремится к внедрению инноваций. Так же внедрение современных образовательных технологий продиктовано социальным заказом родителей, которые в современных условиях предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ДОО.
Использование в работе инновационных образовательных технологий позволяет мне повышать уровень физического, интеллектуального и эмоционально - личностного развития детей моей группы, адаптировать их в обществе, воспитывать у них привычку к здоровому образу жизни.
Применяемые мной современные образовательные технологии используются при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, способствует повышению качества обучения и образования и позволяет каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Благодаря использованию разнообразных педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, более результативным и эффективным, гибким, интегративным, и современным.
Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.