Елена Азарова
Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС.
Автор: Азарова Елена Геннадьевна
Мне по душе высказывание великого педагога К. Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работая по новым стандартам, могу уже отметить первые позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности.
И это в условиях работы по новым стандартам сделать удаётся. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.
До введения ФГОС эта технология также мной уже успешно использовалась, так как я работаю с УМК «Школа 2100», где системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.
Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.
Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого учебника.
Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими приё мами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.
Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.
Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательны, коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:
«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке, второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями. «Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой, успеха (указательный, большого (средний, во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока.
Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных методик. Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на трудности и проблемы, связанные с введением ФГОС, в нем есть ряд плюсов, которые перетягивают все минусы и проблемы, одним из таких безусловных плюсов является повышение мотивации к учению, повышения интереса к предмету. Ведь современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем. Именно таков современный урок в условиях ФГОС. Поэтому глаза бояться, а руки делают.