Приложение МААМ

Личностные нарушения у дошкольников и их профилактика

Людмила Хохлова
Личностные нарушения у дошкольников и их профилактика
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблеме развития личности ребенка уделяется большое внимание в педагогической и психологической литературе. О развитии личности ребенка мы судим по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение).

Наиболее часто педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, вранье. Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку. Другой причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность. На особенности общения влияет также тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка.

Публикация «Личностные нарушения у дошкольников и их профилактика» размещена в разделах

Все это в наибольшей степени присуще детям с нарушениями речи. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. Сначала ребенок совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что ребенок все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти на прогулку и в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его. А иногда еще мы, взрослые, подливаем масла в огонь, говоря при других детях о речевом недостатке ребенка. Такой ребенок может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками он боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Ребенок старается вообще избегать общения со сверстниками, либо вступает в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но при этом не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности.

Учитывая то, что психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, мы основной формой психокоррекционной работы с такими детьми выбрали игровую деятельность, в которой происходит и обучение, и развитие ребенка.

Очень интересны игры с «Пиктограммами», изображающими лица людей в различных эмоциональных состояниях. Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детей просят помочь людям: найти и собрать их фотографии. После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника – свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Есть ряд упражнений, способствующих осознанию своего эмоционального состояния: «Рисуем эмоции пальцами», «Музыка и эмоции». Воспитатели нашего детского сада проводят с детьми игры на снятие страхов и повышение уверенности в себе, на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций. Это такие игры, как «Лепим сказку», например, «Три медведя». Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности. «Строители». Каждому ребенку предлагается построить себе дом из предметов, находящихся в группе, и рассказать о нем другим. Возможна перестройка дома с помощью товарищей. Эта игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

Все, конечно, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если дать возможность ребенку выместить агрессию, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Этому помогают игры.

«У озера». Дети располагаются вокруг воображаемого «озера», стучат кулачками, ребром ладони по воде, «брызгаются» друг на друга, прогоняют назойливых комаров, делают «брыкалочку». Кукла «Бобо» (специально изготовленная) для вымещения агрессии ребенка на каком-либо объекте. В Японии такие куклы есть практически в каждой фирме, во многих – с лицом начальника. Иногда и взрослым хочется пнуть такую куклу. Результат налицо: быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

Особенно эффективны так называемые игры «по горячим следам». Например, после детской драки или заметив, что поведение детей носит провокационный характер, можно предложить игры с маленькими подушками: «Выбиваем пыль», «Подушечные бои», «Детский футбол». Подобные игры являются единственным механизмом «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Публикации по теме:

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения»Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения» Цель: Повысить интерес детей к своему здоровью. Уточнить представление о строении человеческого тела. Закрепить знания детей о правильной.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Личностные нарушения у дошкольников и их профилактика
Опубликовано: 27 декабря 2019 в 15:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностные нарушения у дошкольников и их профилактика» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Хохлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД