ирина польшина
Леворукий ребенок-проблема? …
▼ Скачать
Леворукий ребенок-проблема?…
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное
Учреждение детский сад
Комбинированного вида №3
Города Лебедянь Липецкой области
Консультация для педагогов
Леворукий ребёнок. Проблема….?
Подготовила
Учитель – логопед
МБДОУ д/с №3
Польшина Ирина Дмитриевна
Своеобразие и нетипичность развития левшей обусловлены особенностями функциональной организации их нервной системы. Своевременная помощь, а в отдельных коррекционная работа вполне могут скомпенсировать большинство проблем этих детей.
Публикация «Леворукий ребенок-проблема?…» размещена в разделах
У всех народов, во все века рождались необычные люди. Их было немного, но появлялись они неизменно, отличаясь от большинства тем, что главной у них была не правая рука, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на кострах, другие - обожествляли, третьи стали наблюдать.
И выяснились любопытные вещи. Оказалось, что левши отличаются от других людей не только главенством левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни:
эмоциональностью, креативностью, уязвимостью.
Медики, нейробиологи, психологи установили, что популяция левшей вовсе неоднородна, и тот факт, что сейчас она стала расти, объясняет социальный заказ на разработку темы.
Ученые выделяют различные группы леворуких детей. К первой относится почти половина левшей, так называемых генетических в роду которых есть леворукие родственники (родители, братья, сёстры, дяди, тети, бабушки, дедушки). У них ведущее полушарие – правое (отвечает за речь, чтение, логику). И количество таких левшей на планете не зависит от климата, расы, и не меняется от века к веку.
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, координация его движений очень тонкая и совершенная.
Переучивать такого ребенка нельзя – он потому и левша, что у него так устроен мозг.
Вторая группа – компенсаторные левши. Если во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, отвечающее за работу правой руки, ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука. Такие левши рождаются при поздних беременностях, обычно протекающих сложно и заканчивающихся непростыми родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трёх- четырех близнецов, т. е. в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Таких левшей также почти половина, и их становится всё больше в развитых странах, поскольку в основном там рождаются поздние дети.
Надо ли переучивать компенсаторного левшу. Нет, нет и ещё раз нет. Ведь перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, мы хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Его же организм нашёл выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу повреждённого.
Переучивание генетических или компенсаторных левшей может привести к невротическим проблемам: раздражительности, заиканию, головным болям, вспыльчивости, нарушению сна, потере аппетита, капризам, плаксивости, энурезу, замедлению роста тела, жалобы на усталость в правой руке вплоть до спазма в ней, повышению утомляемости и снижению работоспособности, потере экстрасенсорных, музыкальных, художественных способностей, снижению успешности обучения.
Бывают редкие случаи, когда ребенок повредил правую руку (сломал, обжог, ударил и т. д., стал её беречь и натренировал левую руку. В школе выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Таких детей называют вынужденно леворукими. Ещё более редкие подражательные левши: ребёнок старается всё делать левой рукой, подражая взрослому, которого любят.
Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог. «Редкость (т. е. преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств…. Её нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, да ещё и в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет».
Левши отличаются образной памятью, обострённой интуицией и тягой к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные идеи и решения. Их непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов, но почти нет среди людей технических профессий.
«Внутренняя речь леворукого ребёнка намного богаче и ярче внешней. Это подтверждается тем фактом, что у детей – левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления, со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников, но медленнее».
Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, другие и в детском саду не делают никакого различия.
Большинство малышей выбирают ведущую руку в возрасте 3 лет, когда переключение с одной руки на другую естественно. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором руки до 6 лет, а некоторые так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.
Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе матери. С помощью особой ультразвуковой камеры ученые фотографировали ещё неродившихся младенцев.
И если они тянули в рот левую руку, то обязательно рождались левшами. Иными словами, примерно на 3-4м месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее «перекос» закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может, переключится и в обратную сторону (иногда полностью). И тогда человек будет сочетать в себе признаки, как левши, так и правши.
Сенсорные и моторные ассиметрии закладываются в утробе матери, прогрессивно развиваются в дошкольном возрасте, а заканчивается их формирование в пубертатном периоде».
Сейчас левшей более 600 миллионов. По прогнозам, к 2020 году их количество возрастет до миллиарда. Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечают, иногда почитают, иногда унижают, но почти всегда стараются загнать меньшинство в прокрустово ложе: дескать, не высовывайся. В недавние времена педагоги, конечно, из самых лучших побуждений, старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Не только потому, что так поступает большинство людей, но ещё и потому, что так проще жить.
И действительно – мир устроен для правшей: швейные машины, большинство кухонных и столовых приборов, компьютерная техника удобна правшам; турникеты в метро, банкоматы. Не говоря уже об обычном салоне автомобиля (праворульные машины предназначены для левостороннего движения, а тем более кабине пилота, приспособлены для праворуких.
Да, левшам труднее и в быту, и в окружении, и в процессе обучения, но это их проблема, а не прихоть. Педагоги и родители должны понимать это и помогать леворуким детям, адаптироваться в жизни.
Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы. Они хуже справляются со зрительно – пространственными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно – образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия.
Им особенно трудны мысленное манипулирование и запоминание последовательностей, переключение. Они хуже воспринимают (не путать «видят») что расположено слева от них. Наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование «выворачивание» при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причём ребёнок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства. Нейропсихологом, профессором МГППУ А. В. Сиратюк предложено холистическая, целостная система оптимизации нейропсихологического статуса левшей. Для улучшения ритма выполнения упражнений этого комплекса полезно добавить соответствующее стихотворное сопровождение. Ритмическая составляющая стихотворного сопровождения – основа ощущения времени в нашей психике.
2013 г.