Светлана Белова
Летний образовательный проект «Удивительные муравьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Как только солнышко пригрело землю своими лучами и растаял снег, из своих укрытий появились муравьи. Дети проявили к ним живой интерес, буквально не отходили от них. Иногда они задавали такие вопросы о жизни муравьев, на которые у меня не было ответа. Так и родилась идея создания летнего проекта о жизни муравьёв в природе.
Тип проекта: познавательный
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель проекта:
Публикация «Летний образовательный проект „Удивительные муравьи“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дать детям представление о жизни муравьёв в природе.
Задачи проекта:
1) дать детям представление о том, какие бывают муравьи, местах их обитания, особенностях устройства муравейника, разделения обязанностей его обитателей, особенностях питания, врагах муравьёв в природе;
2) дать детям представление о строении муравья, функциональном назначении различных частей его тела;
3) дать детям представление о жизненном цикле развития муравья (яйцо, личинка, кокон, взрослая особь);
4) воспитывать бережное отношение к природе;
5) способствовать развитию речи детей через беседы, разучивание стихотворений о муравьях;
6) развивать мелкую моторику пальцев рук;
7) развивать наблюдательность, внимание
Реализация проекта:
-) рассматривание картинок и фотографий с изображением различных муравьёв, муравейников;
-) наблюдения за муравьями;
-) рассказ воспитателя о строении муравья, функциональном назначении частей его тела;
-) чтение художественной литературы (Энциклопедия «Где живёт муравьишка?», книга Валерия Кастрючина «Приключения храброго муравья», книги Ларисы Тарасенко: познавательные сказки «Появление муравьишки», «Гномик в муравейнике», сказка Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», загадки, стихотворения, рассказы о муравьях);
-) разучивание стихотворений «В лесу мурашки-муравьи…» (отрывок) С. Михалков, «Мальчик Вася Муравьёв…» Т. Собакин;
-) беседы: «Что ты знаешь о муравьях?», «Зачем некоторым муравьям нужны крылья?», «Зачем муравьям муравейник?» и др. ;
-) дидактические игры: «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Враги и друзья муравьёв»; игра-лабиринт «Помоги муравью попасть в муравейник», «Что у муравьишки на обед?»
-) подвижные игры: «Убеги от сороконожки», «Муравьи и дождик», игры-эстафеты «Строим муравейник», «Донеси земляничку до муравейника», «Добудь медвяную падь».
-) слушание детских песенок про муравья;
-) продуктивная деятельность: рисование «Муравьишка», пластилинография «Муравей», обрывная аппликация «Муравейник»;
-) итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о муравьях?»
Участие родителей: подбор информации о необычных способностях муравьев, удивительных фактах их жизни.
В результате проведённой работы дети познакомились с особенностями строения муравьёв, их образом жизни, распределением обязанностей в муравейнике, узнали о друзьях и врагах муравьев в природе, чем они питаются, жизненном цикле развития муравья. Дети расширили свой кругозор, пассивный и активный словарь. Они узнали, кто такой муравьиный лев, паук-скакунчик, жучок ломехуза, как выглядит тля и зачем муравьи так о ней заботятся и многое-многое другое. Дети стали более внимательно относиться к миру природы, проявлять заботу о муравьях (носить к местам скопления муравьёв найденных на участке гусениц).
Приложение
Стихотворения для разучивания с детьми:
***
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.)
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, —
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам — не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Сергей Михалков
***
Мальчик Вася муравьёв
Строит дом для муравьёв.
Стены будут из песка,
Крыша будет высока.
Но ползти в песочницу
Муравьям не хочется:
Муравьишек под сосной
Муравейник ждёт лесной.
Тим Собакин
Подвижные игры
«Убеги от сороконожки»
Цель: развивать ловкость, упражнять в беге
Ход игры: выбирают водящего-«сороконожку». Он встаёт в укрытие. Остальные дети – «муравьи» хаотично двигаются по площадке. Внезапно выбегает «сороконожка» и пытается поймать «муравья». «Муравьи» спасаются от неё в «муравейнике».
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, "дождик" дотрагивается до "муравья", никто не толкается.
Эстафета «Строим муравейник»
Цель: упражнять в беге.
Ход эстафеты: Дети делятся на две команды. Каждый ребёнок берёт в руку палочку. Нужно как можно быстрее положить палочку на место строительства «муравейника». Команда, которая справится с этим быстрее, становится победительницей.
Эстафета «Донеси земляничку до муравейника».
Цель: учить передавать мяч назад, не роняя его
Ход эстафеты: дети делятся на две команды. Каждая получает мяч. Это «земляничка». Дети передают мяч назад, подняв руки вверх. Побеждает команда, в которой член команды, стоящий сзади, первым получит мяч.
Эстафета «Донеси медвяную падь»
Цель: упражнять в беге.
Ход эстафеты: Дети делятся на две команды. В каждой выбирается «муравей-фуражир», который будет делиться «медвяной падью». По сигналу дети бегут к «муравью-фуражиру», дотрагиваются до его руки, как бы беут «медвяную падь» и возвращаются в команду. Побеждает наиболее быстрая команда.
Дидактические игры
«Собери картинку»
Цель: Упражнять в умении создавать из частей целое
Ход игры: Дети получают картинки с изображением муравья, разрезанные на 8-12 частей. Им нужно собрать целую картинку по образцу.
«Что сначала, что потом».
Цель: закрепить знание детьми жизненного цикла развития муравья.
Ход игры: Ребёнок получает картинки с изображением различных стадий развития муравья. Он должен разложить их по порядку, от яйца до взрослой особи.
«Враги и друзья муравьёв»
Цель: закрепить знание детьми врагов и «друзей» муравьёв в природе.
Ход игры: ребёнку предлагаются карточки с изображением различных животных и насекомых. Ребёнок должен разложить их на две группы. В одной враги муравьёв, в другой «друзья» и объяснить, чем они опасны или полезны муравьям.
Игра-лабиринт
«Помоги муравью попасть в муравейник».
Цель: развивать зрительное сосредоточение, внимание.
Ход игры: Ребёнку предлагается лист бумаги с изображённым на нём лабиринтом. Ребёнок должен провести муравья с одной стороны листа на другую так, чтобы он не встретился ни с одним из своих врагов и смог попасть в муравейник.
Игра-лабиринт
«Что у муравьишки на обед?»
Цель: развивать зрительное сосредоточение, внимание.
Ход игры: Ребёнку предлагается лист бумаги с изображённым на нём лабиринтом. Ребёнок должен пройти лабиринт и узнать, что будет есть муравьишка на обед.
Итоговое мероприятие
Игра-викторина
«Что мы знаем о муравьях?»
Цель: закрепить знания детей о муравьях, полученные в ходе проекта.
Задачи:
1) закрепить представление детей о том, какие бывают муравьи, местах их обитания, особенностях устройства муравейника, разделения обязанностей его обитателей, особенностях питания, врагах муравьёв в природе;
2) закрепить представление детей о строении муравья, функциональном назначении различных частей его тела;
3) закрепить представление детей о жизненном цикле развития муравья (яйцо, личинка, кокон, взрослая особь);
4) воспитывать бережное отношение к природе;
5) способствовать развитию речи детей.
Материалы и оборудование: картинка с изображение муравьиной королевы, палочки, нарезанные из картона, фишки, картинки с изображением различных муравьёв, врагов муравьёв, с изображением строения тела муравья, стадий развития муравья, друзей муравьёв, того, что едят муравьи в природе, конфеты «Задорная пчёлка».
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением муравьиной королевы и рассказывает, что королева хочет отложить яички, но у неё нет муравейника, и она просит детей помочь ей построить муравейник из палочек, лежащих на столе. Дети соглашаются. Воспитатель рассказывает, что муравьиная королева подготовила для детей задания, чтобы узнать, что они знают о жизни муравьёв. Каждое правильно выполненное задание – это палочка в её муравейник и фишка для ребёнка, давшего верный ответ.
Вопросы викторины:
1) Посмотри на картинку и отгадай «профессию» муравья (муравей-нянька, муравей-строитель, муравей-фуражир и т. д.).
2) Выбери из предложенных те картинки, на которых изображены враги муравьёв. Чем они опасны?
3) Рассмотри картинку с изображением муравья и назови части его тела
4) Зачем муравью нужны усики?
5) Как называется процесс вылета муравьёв? Что потом происходит с самцами и самками?
6) Зачем муравью жвалы?
7) Как развивается муравей? Разложи картинки по порядку
8) Почему муравьи так заботятся о тле?
9) Что едят муравьи? Выбери из предложенных картинок нужные и отложи
10) Почему муравьи не любят божьих коровок?
11) Есть ли у муравьев друзья? Выбери из предложенных нужные картинки.
По результатам викторины выбираются три лучших участника, набравших наибольшее количество фишек. Муравьиная королева благодарит детей за их знания и помощь в строительстве муравейника и угощает детей «медвяной падью (конфетами «Задорная пчёлка»)