лариса позднякова
Консультация для воспитателей «Летние прогулки и экскурсии в природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулки, экскурсии в природу.
Расцветает луг зелёный, раскудрявились леса.
Держат радугу в ладонях голубые небеса.
Тёплым солнышком согреты загорелые ветра.
Здравствуй, лето! Нашей радости пора!
Летом открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Яркая зелень, голубое небо, блеск воды радуют детей. С интересом они готовы слушать пение птиц, наблюдать за насекомыми, растениями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Летние прогулки и экскурсии в природу“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Летние прогулки. Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Ежедневно во время прогулок с детьми отмечали состояние погоды, сравнивали и делали выводы о том, какая погода бывает летом.
Много интересного можно показать детям на участке детского сада, возле забора, на газонах. Сорные травы лебеда, тысячелистник, спорыш – всё это интересные объекты для наблюдений. Дети узнают, что эти травы цветут. В конце лета собираем с детьми с этих трав семена для подкормки птиц зимой. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы, какого они цвета, формы. Сравнивая цветы, замечают их характерные особенности (строение, величина). В течение лета знакомлю детей с лекарственными растениями тысячелистником, подорожником, календулой, пижмой и рассказываю об их полезных свойствах. Летом обращали с детьми внимание на смену цветочного покрова. В начале лета преобладает больше жёлтых красок (например - одуванчики). В середине – белых (одуванчики, ромашки, тысячелистник, голубых (цикорий, колокольчики). В конце лета – красных, лиловых, оранжевых (астры, календула, бархатцы). Для закрепления знаний о цветах проводила с детьми дидактические игры «Найди цветок», «Угадай цветок по описанию», «Цветочный магазин», «Расскажи про цветок». Собирали с детьми цветы, составляли красивые букеты, дети сравнивали цветы, замечали их характерные особенности.
Гуляя в лесочке, находили знакомые деревья дуб, берёза, рябина, клён, ясень, сравнивали по листьям, окраске коры. Закрепить полученные знания помогали игры «Узнай дерево по листу», «1,2,3 к … беги», «Детки с ветки», «Угадай по описанию». Рассказывала детям, что берёза очень полезна. Из древесины делают фанеру, мебель, из почек изготавливают лекарство, а из листьев жёлтую и зелёную краски. Берёзовые почки любят птицы. Гуляя с детьми возле цветущих лип, привлекала внимание, что много насекомых вьётся вокруг цветов липы. Дети узнали, что липа не только красивое дерево, но и хороший медонос, а цветы используют в лекарственных целях. Деревья сравнивали с сосной и отмечали различие (хвоя – листья, и сходство (ствол, ветки). Чтобы дети хорошо запомнили полученные знания, использовала во время наблюдений стихи «Про деревья» И. Токмаковой, загадки.
Много нового и интересного узнают дети за пределами участка! Проведение экскурсии требует тщательной подготовки, которая начинается задолго до экскурсии. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы знать, что показать детям, какие вопросы у них могут возникнуть, как расставить детей, где расположиться для отдыха. Ходили с детьми на экскурсию к реке в парк 8 «А» микрорайона. Перед походом с детьми рассмотрели дидактический материал «Береги живое». Дети познакомились с правилами поведения в лесу, на лугу. По дороге обратили внимание с детьми, какие деревья росли вдоль дороги (берёзы, рябины, каштаны, клёны, полюбовались красотой деревьев. Придя на полянку с детьми, несколько минут осматривались, поговорили об осторожном поведении, тихом разговоре, бережном обращении с растениями. У леса музыка своя… Её послушайте, друзья!
Как много звуков тут и там, в лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать и громко музыку включать.
С берега наблюдали за водой. На берегу обратили внимание на иву, растущую на берегу, травянистые растения - рогоз, камыш, все эти растения любят воду, поэтому и растут в соседстве с рекой. На полянке обратили внимание на цветущие растения подорожник, цикорий, тысячелистник, деревья - дуб, клён, рябина, назвали их. Интересен и привлекателен мир насекомых!
В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки…
Природа – мать им жизнь дала. У них у всех свои дела.
Бабочка цветная над тобой порхает,
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Лету все так рады! Их ловить не надо!
Пусть себе летают, землю украшают.
Рассматривали, как ползают жуки, некоторые летают. Наблюдали с детьми за божьей коровкой, как она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассматривали бабочку, как она порхает, складывает крылышки, садится на цветок. Наблюдали, как пчёлы обследовали цветы, забираясь глубоко внутрь за нектаром.
Цветы украшают луга и леса! Но это не только природы краса -
В них пчёлы находят целительный дар и бабочки пьют из них сладкий нектар.
Рассматривали муравейник, маленькие дырочки – это ходы. Муравьи дружные ребята, они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Рассказала детям, какую пользу они приносят, что могут предсказывать погоду. Муравьи никого не обижают, их никто не трогает. И мы не стали им мешать – пусть трудятся! Обратила внимание детей, как насекомые спасаются от врагов. Зелёного кузнечика непросто разглядеть в зелёной траве, а жёлтую бабочку отличить от жёлтого цветка, на котором она сидит.
Много впечатлений получили дети от наблюдения за птицами. Летом их трудно заметить среди листвы и ярких цветов, но слышны их голоса. Слушали пение птиц, кукование кукушки. Отметили их поведение: что птицы делали возле гнёзд, что носят в клювах, как кормят птенчиков. Важно воспитывать заботливое отношение к птицам.
После наблюдений играли с детьми в игры: весёлые эстафеты с мячами, скакалками, «Собери рюкзак в поход», «Оказание первой помощи». Устраивали с детьми «завтрак на траве», дети с удовольствием пили сок, ели печенье.
Гуляя в парке, дети с интересом искали «дары природы» - шишки, жёлуди, веточки, сучки, кору деревьев, камешки, мох, лишайники. Вместе с детьми рассмотрели находки, отобрали всё самое интересное для уголка природы. Собираясь, домой, убрали с детьми за собой мусор, не забыли взять интересные находки.
Мы в поход пришли, ребята. Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться, и наесться, и напиться.
Мусор тут, в лесу, чужой, заберём его с собой!
Не поленимся, друзья! Оставлять его нельзя!
Вечером создали с детьми альбом «Прогулка в парк», дети в рисунках отразили свои впечатления от экскурсии.
Интересно с детьми составлять небольшие гербарии цветов, листьев, трав, всё это помогает закрепить и уточнить знания детей. Гербарии могут быть – «Цветы нашего цветника», «Лекарственные растения», «Сорные травы», «Луговые цветы», «Деревья и кустарники».
Знания, полученные на прогулках, экскурсиях хорошо отражать в рисунках, лепке, аппликации, использовать дидактические и подвижные игры, беседы, рассказы из личного опыта, что увидели на прогулке. Хорошо помогают закреплению знаний чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки.