Светлана Барабаш
Занятие по экологии в средней группе «Лесной колобок — колючий бок» (по сказке В. Бианки)
▼ Скачать
Лесной колобок – колючий бок.
(По сказке В. Бианки.)
Экология в средней группе.
Цели. Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов. Учить правильно, отвечать на вопросы по картине; давать заглавие картине. Развивать интерес к прослушиванию сказок. Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Занятие по экологии в средней группе „Лесной колобок — колючий бок“ (по сказке В, Бианки)» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Материал. Картины: «Семья ежей», «Спячка ежа». Куклы настольного театра: дед, баба, волк, медведь, лиса, колючий колобок из пластилина. Цветные карандаши, рисунки ежа без иголок (на каждого ребёнка).
Непосредственно образовательная деятельность.
Первая часть. Сегодня мы поговорим об интересном животном, который живёт в лесу. Узнаем, как ему живётся летом, а как зимой. Как он спасается от своих врагов. Хотите узнать о ком мы будем говорить. Отгадайте загадку:
Ползун ползёт,
Иголки везёт.
В лесу среди деревьев и кустарников. В траве живут ежи. Ёж – это небольшой зверёк, всё его тело покрыто острыми иголками – колючками. Он бегает по лесу на своих коротких лапках. Вынюхивает, где и чем пахнет; то червяка съест, то слизняка проглотит, а то и мышь лесную поймает. Летом ежу хорошо: в траве, под кустами полно еды. Посмотрите на картину.
Беседа по картине «Семья ежей».
- Как бы вы назвали эту картину?
- В какое время года изображены ежи?
- Почему вы так подумали?
- Посмотрите, среди них один большой. Как вы думаете, кто это?
- А маленькие тогда кто?
- А как их можно назвать, одним словом? (Семья.)
- Куда пришли ежи? (На лесную полянку.)
- Давайте опишем её.
- Как вы думаете, зачем они сюда пришли?
- Хорошо ли ежам здесь? Почему вы так думаете?
- Какое у них настроение?
- Давайте расскажем про них весёлое стихотворение и покажем, как им весело летом в лесу. (Дети читают стихотворение и выполняют действия по тексту.)
Ёжик весело шагает,
Ножки выше поднимает.
На носочки ёжик встал,
К верху голову задрал.
Ёжик прыгает и скачет
По дорожке словно мячик.
Рассматривание картины «Спячка ежа».
- В какое время года изображён ёжик на этой картине?
- Почему вы так думаете?
- Что здесь делает ёжик?
- Где он устроил себе норку?
- С наступлением холодов, ежи находят себе укромное местечко под большими корягами, у корней деревьев или пней. Носят туда сухую опавшую листву, зарываются в этой листве, сворачиваются клубком и засыпают. Выпавший снег укрывает их пушистым тёплым одеялом. Так ежики спят всю зиму.
- Есть ли у них враги? Как ежи защищаются от них?
- У ежей врагов много: лиса, волк, сова – хотят ежа поймать, но не так это просто. При малейшей опасности ёж сворачивается, мордочку и ножки прячет под себя, выставляет острые иголки и превращается в колючий шар – никак его не схватишь: настоящий колючий колобок. Про него даже есть такая загадка:
Нам нужны иголки для шитья.
Кому нужны иголки для жилья?
Вторая часть. Я хочу рассказать сказку про ежа «Лесной Колобок – колючий бок», которую написал Виталий Бианки. (Демонстрация портрета писателя.) Бианки с детства любил гулять в лесу, наблюдать за животными. Когда вырос, он написал много интересных сказок и рассказов о природе детям. Воспитатель показывает сказку на настольном театре.
- Ребята, кого встретили в лесу дед и баба?
- А почему они решили, что это колобок?
- Для чего ёжик свернулся колобком?
- Вам понравилась сказка?
Третья часть. Ребята, что помогло ежу, защитится от волка, медведя, лисы?
- Посмотрите, к нам прибежал ёжик. Он где то потерял все свои иголки. Давайте успокоим его и расскажем ему стихотворение про ежа и его маленьких ежат.
Пальчиковая гимнастика.
Под берёзой (руки вверх, пальцы разведены) на пригорке (рисуют ладошками бугорок) старый (поднять плечи, сморщить лицо) ёж (переплести кончики пальцев) устроил (вращение кистями рук – «моталка») норку (пальцы сложить в горсточку). А под листьями (руки вверх, пальцы разведены) лежат (ладони под щёчку) двое (показать по одному указательному пальцу на руках) маленьких ежат (переплести кончики пальцев).
- Ребята, как же ёжик будет без иголок защищаться от врагов. Давайте нарисуем ему иголки. (Дети цветными карандашами дорисовывают иголки ежу).
Заключительная часть.
- О каком зверьке мы сегодня говорили?
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Как защищается от врагов?
- Как зимует?
Литература: «Дошкольное воспитание» № 7/2009