Ольга Симонова
«Лес. Дикие животные и их детёныши». Формирование грамматического строя речи у дошкольников в средней группе ДС.
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательная(-ые) область(-и): «Познание и коррекция»: совершенствование грамматического строя речи
Используемые технологии и методы: ИКТ, ТРИЗ, мнемотехника, здоровьесберегающие, игровые и др.
Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной
категории Симонова О. В.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
Публикация «„Лес, Дикие животные и их детёныши“, Формирование грамматического строя речи у дошкольников в средней группе ДС,» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Закрепление и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши», выделение отличительных признаков диких животных, совершенствование грамматического строя речи /образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, употребление существительных в форме родительного, дательного, винительного и предложного падежей, практическое употребление предлогов в составе простого предложения, составление простого распространённого предложения со зрительной опорой, образование существительных в форме именительного падежа множественного числа/, совершенствование навыка составления и чтения слияний изученных гласных.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, развитие навыков речевого общения, диалогической речи, развитие фонематического слуха /дифференциация звуков [А] – [У] в словах с опорой на картинки/
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Методическое обеспечение.
Компьютер, слайды, иллюстрации (картина леса, фигурки диких животных и их детёнышей, картинки с изображением хвостов диких животных, изображение жилищ, корма животных, изображение жилища и животного для игры «Найди свой домик», изображение тучки и снежинок с буквами, гномы и картинки с предметами, начинающимися на звуки [А] и [У], разрезные картинки диких животных на каждого ребёнка, куб с пиктограммой, CD-диск со звуками леса, корзиночки с орешком.
Предварительная работа.
1. Беседа по теме.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Разучивание стихотворений и сопутствующих движений «В лес
сегодня мы пойдём…», «Побывали мы в лесу…».
4. Работа с пиктограммой.
Организация обстановки: группа, дети входят в группу под музыку, стульчики стоят полукругом.
Ход занятия.
1. Организационный момент /Развитие слухового внимания, объявление темы
занятия, создание положительного фона, лесной тематики, доброжелательной атмосферы, закрепление и активизация словаря по теме/
Дети входят в группу.
Логопед: - Здравствуйте дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются.
Логопед: - Давайте сейчас покажем гостям, чему вы научились, какие вы умные и внимательные.
Звучит музыка «Звуки леса»
Логопед: - Дети, прислушайтесь! /слушают звуки леса/. Что это за звуки?
Дети: - Я слышал, как волк воет.
- А я слышала, как птички поют.
- Там звери кричали!
Логопед: - Да, действительно, вы слышали голоса животных и птиц. А голоса каких животных вы слышали?
Дети: - Голос волка.
- Голос медведя.
Логопед: - А как вы думаете, где мы можем услышать голоса диких животных?
Дети: - В лесу.
Логопед: - Правильно, а почему?
Дети: - Потому что они там живут.
Логопед: - Соня, а почему их называют дикими?
Соня: - Их называют дикими, потому что они живут в лесу.
Логопед: - А ещё почему?
Никита: - Потому что им никто не помогает, они сами ищут себе еду.
Логопед: - Правильно. Молодцы! Дикие животные сами о себе заботятся, строят жилища, добывают еду, выращивают своих детёнышей.
Сегодня мы с вами отправимся в лес.
Показ слайдов с сопровождением музыки.
2. Речь с движением /Развитие общей моторики, координации речи с движением/
Дети становятся в шеренгу. Произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения вместе с логопедом.
В лес сегодня мы идём, Восемь шагов на месте. Погулять хотим мы в нём.
Через ямки перейдём, Два шага вперёд правой и левой ногой. Тут под ёлочкой пройдём. Приседая, двигаются вперёд. Мы от веток уклоняемся, Наклоны вправо, влево. Будто спортом занимаемся. Два наклона вперёд.
Обойти хотим болото, Один приставной шаг вправо, один-влевоСтрашно стало нам чего-то. Ладонями закрывают лицо и качают головой. Но здесь кочки есть для нас,Два прыжка вперёд на двух ногах. Перепрыгнем их сейчас. Два прыжка вперёд на правой и левой ноге. В лес дремучий мы пришли, Ударяют попеременно кулачками и ладонями. Все препятствия прошли! Поочерёдно соединяют пальчики с большим.
3. Игра «Кто это? /Развитие фонематических представлений, диалогической речи,мышления/
Логопед: - Вот мы с вами и оказались в лесу, наши стульчики превратились в пенёчки. Сядет на пенёк тот, кто придумает слово на звук [А].
Дети придумывают слова и садятся.
Логопед: - А сейчас попробуйте отгадать, о каком животном я буду говорить (дети отгадывают, логопед выставляет картинки на наборное полотно)
Хитрая, рыжая, пушистая …/лиса/
Злой,голодный,серый…/волк/ Маленький, длинноухий, летом серый, зимой белый …/заяц Большой,бурый,косолапый,неуклюжий…/медведь/ Маленький,колючий,серый…/ёж/ Рыжая,маленькая,проворная…/белка/
- Молодцы, угадали всех животных.
4. Дидактическая игра «Прятки». /Совершенствование грамматического строя речи – практическое употребление предлогов в составе простого предложения, согласование слов в предложении; развитие зрительного внимания/
Логопед: - Дети, а где живут дикие животные?
Дети: - Дикие животные живут в лесу.
Логопед: - Правильно, в лесу /обращает внимание детей на картину леса/и они боятся человека, поэтому могут прятаться от него. Давайте поиграем в игру «Прятки». Вы должны будете сказать, где спряталось животное. /Прикрепляет фигурки животных на картину леса/
Где спрятался заяц?
Никита: - Заяц спрятался под кустом
Логопед: - Где спряталась белка?
Алина: - Белка спряталась на дереве.
Логопед: - Где спрятался медведь?
Соня: - Медведь спрятался за ёлкой. И т. д.
5. Дидактическая игра «Чей хвост?» /Совершенствование грамматического строя речи – образование существительных родительного падежа единственного числа; развитие мышления/
Логопед: - Как вы думаете, что это?
Дети: - Это хвосты.
Логопед: - Правильно, давайте теперь попробуем угадать, кто из животных их потерял? Чей это хвост?
Дети: - Это хвост лисы.
Логопед: - Как вы догадались, что это хвост лисы?
Дети: - Он пушистый и рыжий с белым кончиком.
Логопед: - Правильно. Егор, иди, найди на картинке лису и прикрепи ей хвост. /Ребёнок выполняет действия/
Логопед: - Чей это хвост?
Никита: - Это хвост волка.
Логопед: - А как ты догадался, что это хвост волка?
Дети: - Он серого цвета, короткий и худой.
Логопед: - Правильно. Иди, прикрепляй. И т. д.
6. Игровое задание «Кубик кидай – слово угадай» /Работа с пиктограммой. Совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребление сущ. в им. п. множ. ч., образование сущ. для обозначения детёнышей животных в ед. и мн. числе/
Логопед: - Дети, у меня есть волшебный кубик и сейчас мы с вами поиграем. Вы по очереди будете кидать его и выполнять задание, которое выпадет на верхней стороне кубика /Дети знакомы с пиктограммой/
- Егор, кто это? /на наборное полотно выставляется картинка животного о котором пойдёт речь/
Егор: - Это лиса.
Логопед: - Правильно. Бросай кубик. Назови детёнышей лисы.
Егор: - Лисята
Логопед: - Молодец. Аналогично игра проводится со всеми детьми.
7. Дидактическая игра «Найди свой домик» /Закрепление лексики, развитие внимания, совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных в предложном падеже с предлогом -в- в составе простого предложения/
Детям раздаются изображения животных на верёвочке, надев изображение, ребёнок должен назвать себя и «найти своё жилище» /ребёнок подходит к картине с изображением норы/
Никита: - Я волк. Я живу в логове. Вот мой домик. И т. п.
9. Дидактическая игра «Путаница»/Развитие зрительного внимания,
мышления, грамматического строя речи – согласование слов в предложении, употребление сущ. в предложном падеже с предлогом -в-/
Логопед: - Посмотрите, дети, животные, наверное, нас испугались, что мы пришли к ним в лес, и от страха они перепутали свои домики. Вы должны внимательно рассмотреть и сказать, например: - Это белка, она живёт в норе.
Логопед показывает на животное.
Дети: - Это волк. Он живёт в логове.
- Это медведь. Он живёт в берлоге.
- Это лиса. Она живёт в норе.
10. Игра «Помоги гномикам» /Развитие фонематического слуха, умения
дифференцировать звуки – [А] и [У] в начале слова/
Логопед: - Дети, пока мы с вами играли в лесу, за нами наблюдали маленькие гномики. Они видели, какие вы умные, сколько вы всего знаете и умеете и решили обратиться к вам за помощью.
Прикрепляет на коврограф изображение гномов.
- Нужно помочь гномикам поделить картинки. Гномику в красном колпачке нужны картинки, названия которых начинаются на звук [А], а гномику в синем колпачке нужны картинки, начинающиеся на звук [У].
Дети выполняют задание, поочерёдно называя слово и прикрепляя нужную картинку к изображению гномов, называя первый звук в слове.
11. Игра «Тучка и снежинки» /Обучение грамоте – чтение слияний
гласных с пройденными буквами/
Логопед: - Молодцы. Помогли гномикам. Посмотрите какой снег пошёл, пока мы играли. Но тучка и снежинки необычные, что вы видите на них?
Дети: - Буквы.
Логопед: - Правильно, нужно прочитать, что получилось, соединяя букву на тучке и снежинке. Давайте прочитаем.
Логопед показывает на буквы, дети хором читают туда и обратно.
12. Работа с разрезными картинками. /Развитие мелкой моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса; закрепление лексики – составление предложения о животном, которое получилось/
Дети садятся за столы и собирают разрезные картинки из четырёх частей.
Логопед: - Кто составил картинку? Кто у тебя получился?
Соня: - У меня получилась белка.
Логопед: - Придумай предложение о белке.
Соня: - Белка живёт в лесу.
Логопед: - Хорошо. Алина, кто у тебя получился?
Алина: - У меня зайчик.
Логопед: - Придумай предложение о зайце.
Алина: - Зайчик любит морковку. И. т. д.
13. Окончание занятия /Оценка работы детей, поощрение/
Логопед: - Вот мы с вами и побывали в лесу, пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте вспомним, с кем мы встречались в лесу, расскажем стихотворение.
Дети произносят стихотворение и выполняют действия.
Побывали мы в лесу. Шаги на месте.
Волка видели, лису, Загибают пальчики на двух руках
Зайца, белку и медведя – поочерёдно, начиная с большого.
Все они в лесу соседи. Сжимают и разжимают кулачки.
А теперь пришли обратно, Шаги на месте.
Очень было нам приятно. Удары кулачками и в ладошки
попеременно.
Логопед: - Дети, посмотрите, кто это к нам пришёл?
Входит ребёнок из подготовительной группы в костюме белочки, здоровается.
Белочка: - Ребята, мы очень рады, что вы были у нас в гостях. Мы с другими животными приготовили вам подарки. /Раздаёт каждому ребёнку корзиночку со сладким орешком/. До свидания. Приходите к нам ещё.
Логопед: - Вы сегодня все молодцы, старались, внимательно слушали, выполняли все задания. Давайте попрощаемся с гостями и пригласим их ещё раз к нам в гости.
Дети: - До свидания. Приходите к нам ещё в гости. /Уходят/