Вероника Кириллова
Лепка с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На 6-м году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, ловким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Эта важная способность руки связана о развитием речи и мышления. У 6-леток значительно повышается острота зрения, и они замечают мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строения цветка, устройства различных механизмов и т. д.
Публикация «Лепка с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам появляются элементарные понятия. Естественно, что все это происходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных условиях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образную речь дети часто понимают буквально. Дети 6-7 лет хотят учиться, у них активизиру-ются познавательные интересы, в отношении со взрослыми появляются личностное общение и собственные эстетические суждения и оценки. В изобразительной деятельности дошкольников старшего возраста творчество играет все более важную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог старается организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен так продумывать свои занятия, чтобы обучение развивало личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирование творческого склада ума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности у старших дошкольников, т. е. развитие их личности через изо деятельность. Занятия лепкой дают для этого все возможности. Одна из важнейших задач - научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду, в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности - побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть городскую скульптуру. Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова.
В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным способом - вытягивая детали из целого куска, ленточным способом - в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия - уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по, представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка может быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют давать эстетическую оценку лепным изображениям.
Если в средней группе дети освоили простые формообразующие движения и способы изображения, то в старшей группе они будут самостоятельно и свободно оперировать ими, а это - основа для создания выразительного изображения. Техника лепки усложняется. Детей знакомят со скульптурным способом изображения.
Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей; это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропорции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и сораз-мерность конечностей. Движение при таком способе лепки передается так же более естественно. Для более точной передачи деталей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуры малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают ему чужой манеры изображения.
При ознакомлении детей с новым способом лепки педагог дает им образец, который вместе с детьми рассматривает и анализирует. Затем образец убирают. После этого необходимо показать новый способ лепки. Педагог демонстрирует приемы, постоянно обращаясь к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только корректирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития необходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движения пальцами, чтобы их увидели все дети. На следующем занятии он предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек, разделили, пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: «Как из него вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность посоображать самим. Только после этого педагог показывает простой и экономный прием работы двумя пальцами - оттягивание на себя большим и указательным пальцами, когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она была потоньше. Так вытягивают и округляют все ветки. Дети познакомились с этим приемом при вылепливании свистульки, при вылепливании веток прием тот же, но работа более тонкая. Нарезать стекой бахрому, имитируя иголки, дети уже умеют, но теперь они делают это не по окружности шара, а на каждой веточке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки у елки не располагались одна под другой. Получается симпатичная елочка, напоминающая настоящую.
Если же воспитатель, не обращаясь к прежнему опыту детей, сам покажет прием, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет их развивать. Частичный показ имеет преимущества перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом им пришлось лепить танцующую девушку в длинном платье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонстрировать результат (гладкая, блестящая, красивая, чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить детей, которые правильно это сделали. Показывая детям прием заглаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, так как тренировать лучше указательный палец.
В. А. Сухомлинский считал, что ум ученика - на кончиках его пальцев, поэтому их нужно приучать к тонкой работе. Для этого можно предложить детям вылепить виноградную кисть или корзиночку с малиной. Из тонкого диска вырезается виноградный лист, прикрепляется к ветке, где висит виноградная гроздь, собранная из маленьких, зеленых шариков, на конце кисти более спелые и поэтому более светлые ягоды. Это задание полезно для развития мышц руки. Так же лепится и малинка: мелкими шариками облепляют большой, в одном месте прикрепляют зеленые чашелистики. Это работа коллективная - одни дети лепят корзиночку, другие - малину.
Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке, одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Любителям миниатюры можно давать задания вылепить жука-носорога, ежат, лягушонка, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.
Детей нужно познакомить с крупной, обобщенной формой в лепке, где нет деталей, но четко видны пропорция и пластика формы. Самый подходящий материал для этого - снег. Нужно только показать детям эту увлекательную лепку. Она может быть чисто-белая, раскрашенная, с инкрустацией. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник, рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. После знакомства с городской скульптурой дети охотно возьмутся за создание своей. Их привлекает простор для творчества.
Лепку можно использовать и как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Досадно, что лепка больших форм мало практикуется в детском саду, сконцентрированность на пластилине и малых формах однобоко развивает детей. В такой лепке воспитатель - соавтор и вдохновитель, а не сухой наставник. Дети любят взрослых, которые играют с ними.
Интересно попробовать с детьми технику лепки из глины с инкрустацией и последующим обжигом. Лягушки, ящерицы, рыбки, инкрустированные стеклянным бисером, пластмассой, смальтой, полиэтиленовыми гранулами, очень декоративны.
Детей нужно привлекать к декоративной лепке. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого картона 15x15 см покрывают слоем пластилина, это фон барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка - вылепливание деталей, примазывание, заглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, добиваясь высокого эстетического качества. Если барельеф нужно сохранить надолго, его покрывают двумя слоями лака. Можно вылепить на барельефе сказочную Жар-птицу, крокодила Гену, Царевну-лягушку, красивых рыбок, птиц, букеты ягод, цветов, сюжет из сказки.
С лепкой дымковской игрушки можно познакомить детей еще в средней группе, но лучше начинать в старшей. Педагог показывает детям дымковские игрушки, любуется вместе с ними яркой, нарядной гаммой цветов, рассказывает, где ее делают. Рассматривая игрушки, воспитатель вместе с детьми определяет, в чем секрет их красоты. Игрушки остаются в групповой комнате, и дети несколько дней рассматривают их. В свободное время воспитатель садится за столик и начинает лепить дымковскую игрушку на глазах у детей, сопровождая свои действия словами: «Сейчас я раскатаю глину и осторожно сверну из нее колокол, получится юбка, большая, красивая. А вот так я вылеплю и примажу к ней туловище, из этих колбасок мы сделаем руки, вот так загнем их и сунем в муфточку. Чтобы кофточка была нарядная, мы сделаем оборочку сверху и снизу. Сейчас мы сделаем прическу из тонких жгутиков, свернем их красиво, вот так. Теперь шляпку красивую слепим». Приблизительно так, т. е. подробно, педагог рассказывает, как лепить барыню, сопровождая каждое свое действие объяснением.
Спросив детей, хочется ли им лепить дымковскую игрушку, педагог заготавливает глину, для чего требуется несколько дней. Лепка дымковской игрушки - праздничное действо, дети должны его ждать. Из всего многообразия дымковских игрушек для начала лучше выбрать рыбку, она устойчивая, детали к ней прочно прикрепляются и не отваливаются. Нужно сделать все для того, чтобы первая работа у ребенка была удачной. Потом можно делать коника, барашка. Лепятся они комбинированным способом - туловище и ноги из одного куска, разрезанного с двух сторон стекой, голова и шея лепятся из другого и примазываются к туловищу, рога, кудрявая челка, уши лепятся отдельно и примазываются. Отдельно лепятся и оборки на ноги барашку, и налепки в виде маленьких лепешечек. Эти украшения типичны для дымковской игрушки, и надо познакомить детей с тем, как они лепятся. Оборка лепится в виде колбаски, ее кладут на мокрую тряпочку, накрывают и проводят пальцем, превращая в ленточку. Из ленточки собирают пальцами оборку. Узенькая оборочка - на ноги барашку, широкая - для фартучка няне, для кофточки барыне. Оборочка - самая трудная во всей лепке деталь, ее нужно умело собрать пальцами прямо на изделии и тотчас примазывать.
Трудность лепки дымковской игрушки в том, что дети лепят медленно, а глина сохнет быстро и детали отваливаются. Поэтому первые работы должны быть простыми по форме, устойчивыми, например рыбка, свистулька, индюк. У этих игрушек нет ног, которые подгибаются и не держат, поэтому их легко лепить. После просушки, обжига и побелки дети приступают к росписи игрушек. Сначала надо предложить детям рассмотреть, как расписаны игрушки, рассказать о традициях в росписи, затем сделать эскизы на бумаге, потренироваться.
Побелка для дымковских игрушек делается из молока, в котором размешан мел (для пробы в побелку опускают палец, если побелка с него не стекает, значит, консистенция хорошая, можно использовать и водоэмульсионную краску. Белятся игрушки кисточкой в два слоя. Краски изготавливают так: яйцо разбивают сверху и выливают из него белок, оставшийся в скорлупке желток заливают уксусом, перемешивают и выливают в чашку, наливают уксус в скорлупку вторично и выливают в ту же чашку, все перемешивают. Получилась эмульсия для разведения краски. Эту краску называют яичной темперой. Она не блекнет, не выцветает, очень прочно ложится. Заменить эту краску можно гуашью, в которую Добавлено немного клея ПВА. Расписывают свои игрушки дымковские мастерицы беличьими кисточками, а точечки и маленькие кружочки - штампиками из ровно обрезанных круглых палочек.
При работе над дымковской игрушкой нельзя заменять материал, например глину пластилином: нарушаются традиции и воспитывается безвкусица. Пластилин более упругий, чем глина, он позволяет мельче и тоньше вылепливать основные объемы и детали, а это несвойственно дымковской игрушке. Глина дает более плотные, округлые формы, традиционные для дымки.
В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы - эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы в этом возрасте дети приобрели необходимые учебные умения, включающие практические и интеллектуальные действия. Одно из них - умение читать схему. На занятии лепкой педагог предлагает детям научиться лепить человека в движении, так, чтобы фигура его была устойчивая и можно было изменять его позу. Педагог показывает детям брусок пластилина и схему его разрезания, где голова, руки и ноги вылеплены из целого куска. Вместе с детьми он разбирает схему, задавая им вопросы: «На этом рисунке изображен кусок пла-стилина, из которого мы должны вылепить человека, но не обычным способом, приставляя к туловищу голову, руки и ноги, а из целого куска, где-то пережимая его, а где-то надрезая. Где у нас будет голова? Как мы ее выделим? (нужно пережать брусок в том месте, где должна быть шея; это показано стрелками с двух сторон бруска). Как мы выделим ноги? Что нам предлагают сделать на схеме? (Надрезать брусок снизу.) Как мы выделим руки? Как это изображено на схеме? (Сделать 2 косых надреза ниже головы.) Какой длины должны быть надрезы?» Разобрав с детьми схему, педагог разрезает в нужных местах свой брусок и спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы руки и ноги были круглыми? На своем бруске показывает, как округлить и выделить на ноге стопу. Дальше он спрашивает детей, как изобразить движение ног (сгибая их в коленях, как сделать фигуру устойчивой, как согнуть руки, чтобы они не были похожи на палки. Когда фигурка становится устойчивой, он предлагает каждому из детей вылепить свой образ - грибника с корзинкой, или лыжника, или хоккеиста. При анализе воспитатель отмечает те фигуры, в которых более выразительно передано движение.
Следующую схему дети разбирают самостоятельно. Тема знакомая - «Конь». В средней группе они лепили коня из двух кусков - из одного - туловище и ноги, из другого - голову и шею. Подобным способом лепили кошку и собаку. Сейчас предлагается другой способ лепки коня : из одного большого куска - голову, шею и туловище, а из другого - четыре ноги и хвост. На схеме показано, как разделить пластилин, как согнуть его, и показан конь в готовом виде. Педагог напоминает детям, что конь может быть стоящий, скачущий, танцующий - с поднятой передней ногой. Таким образом, на занятиях лепкой педагог развивает у детей конструктивные способности. При анализе отмечает выразительность позы коня и эстетическое оформление-аккуратность при вылепливании деталей, заглаженность поверхности, дополнительные украшения - седло и пр. К анализу необходимо привлечь детей.
В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изменяются, игровые мотивы уступают место познавательным. Учитывая это, воспитатель предлагает детям в свободное время создать панораму о жизни слонов, или крокодилов, или динозавров. Для наглядности используются иллюстрации в книгах. Педагог предупреждает, что фигуры объемные, а пластилин нужно ис-пользовать экономно, опрашивает детей, как это можно сделать. Важно, чтобы дети сами догадались лепить животных на каркасах. Это могут быть вкладыши овальной формы, яичная скорлупа, флакончики. Работа по изготовлению панорамы - коллективная. Ее ценность в том, что дети учатся совместно решать задачи и выполнять их, считаться с чужим мнением, перенимать опыт пластической деятельности. При изготовлении панорамы нужно каждому ребенку найти посильное дело, но участниками должны быть все. Такие сложные задания, как, например, работа по изготовлению панорамы, нужны старшим дошкольникам. Они учатся корректировать свою деятельность в зависимости от возникших трудностей, принимать нешаблонные решения, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты в соответствии с поставленными задачами.
Пластическая деятельность всесторонне развивает личность дошкольников, если в ней нет рутины, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей и применяет развивающие методы, если на занятии у детей формируются эстетические чувства. Каждый ребенок должен почувствовать на этих занятиях радость творчества.