Елена Горбачева
Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности.
Тема недели: Народная культура и традиции. Игрушка.
Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек
Интеграция областей:
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Публикация «Лепка из соленого теста по мотивам народных игрушек „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
Задачи по областям:
Художественно-эстетическое развитие: Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Учить соединять части фигурки. Формировать умение работать с глиной. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Познавательное развитие: Закрепить знания детей о дымковской игрушке : из чего, как, кем, где сделана; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Развитие познавательной активности детей, воображения, творческой активности. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Речевое развитие: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; обогащение активного словаря.
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Методы и приемы: словесные, наглядные и практические.
Предварительная работа:
Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки».
Оборудование для детей: глина, доски, стеки, тарелочки, вода, тряпочки, фартуки.
Для воспитателя: дымковская игрушка (коняшка, схема с показом способа лепки, демонстрационный материал по теме «Дымковская игрушка», фонограмма: «Английская народная песня» (без слов, фонограмма «Топот копыт, ржание», фонограмма «Русская народная Барыня», фонограмма «Русский народный танец».
Содержание НОД
1. Введение в игровую ситуацию.
Раздается цокот копыт и звон колокольчиков.
- Ребята, как вы думаете, кто это? Давайте посмотрим!
Воспитатель вносит дымковскую коняшку.
У меня есть дружок -
Златогривый конек,
Эх, свистну, гикну, прокачусь.
И обратно ворочусь.
- Вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей)
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)
- Где делают дымковские игрушки? (село Дымково)
- Вы знаете, почему оно так называется?
- Из чего делают дымковские игрушки?
- Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись).
- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)
- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)
- А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)
- Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют? (золотую краску, «сажают золото»)
- Молодцы, вы много знаете о дымковских игрушках. Давайте ненадолго превратимся в игрушки.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель называет дымковскую игрушку, дети изображают ее в движении (барыня – дети двигаются, как дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечами; коняшка – скачут, как лошадка; индюк – идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щеки и т. д.).
Молодцы! Ребята, а вы хотите поиграть с дымковскими игрушками? (ответы детей). А у нас на каждого не хватает. Ребят много, а игрушка одна. Как же нам быть, что нам делать? (ответы детей). Да правильно. Игрушки можно слепить самостоятельно. А из чего можно слепить игрушку? (ответы детей). Сегодня мы будем лепить из глины. А сейчс я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую, где мы будем лепить дымковскую игрушку (коняшку).
3. «Открытие» нового знания или способа действия.
Сейчас мы с вами будем лепить коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…»
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (коняшку) : какие части, детали, их форму.
- Ребята, а лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания.
Воспитатель показывает способы лепки.
- Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.
Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.
- Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?
- Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских коняшек. Приступайте к работе. (включается фонограмма)
Дети лепят коняшку.
Воспитатель помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.
4. Итог занятия.
После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ. Воспитатель с детьми рассматривают вылепленные игрушки.
- Ребята, что у нас получилось? (ответы детей)
- Да, мы слепили игрушки. Теперь нам можно с ними поиграть? (ответы детей)
- Правильно, лошадки должны высохнуть, а потом их нужно раскрасить. Воспитатель сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу – будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.