Светлана Игнатьева
Лексико-грамматические задания для детей с ОНР «Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно в конце изучения лексической темы логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что необходим комплекс разнообразных средств. Так родилась идея разработки презентаций с грамматическими заданиями по лексическим темам.
Дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе PowerPoint по лексическим темам в соответствии с задачами коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Лексико-грамматические задания для детей с ОНР „Новый год“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Предлагаю вариант компьютерной презентации «Новый год». Задания и игровые упражнения данной презентации можно применять на индивидуальном и фронтальном занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня.
Цель: развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме «Новый год».
Задачи :
- уточнение, расширение и активизация словаря;
- развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
- развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
- развитие навыка образования р. п. имён существительных;
- развитие навыка образования мн. ч. имён существительных;
- развитие навыка пересказа небольшого текста;
- развитие навыка составления предложений, рассказа (по сюжетным картинкам);
- развитие внимания, мышления, памяти.
Содержание:
1. «Отгадай загадку»
Задачи :
- уточнение и активизация словарного запаса.
- развитие чувства рифмы.
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок.
(Новый год)
2. «Из истории»
Задача : уточнение, расширение и активизация словаря.
Новый год – первый день года, один из главных праздников у многих народов. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году. Новый год – это один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом еловой хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками. А кто их приносит? Конечно, Дед Мороз и Снегурочка. Правда «настоящих» Деда Мороза и Снегурочку никто не видел. На то они и волшебники! Появляются в новогоднюю ночь, когда все уснут. А утром дети находят подарки.
В разных странах новогодние сюрпризы преподносят детям самые разные волшебники. Но все они желают мира, здоровья и счастья!
3. «Отгадай загадки»
Задачи :
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие чувства рифмы;
- развитие воображения, мышления.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она?
(Ёлка)
Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня.
(Хлопушка)
У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает.
(Шар)
Я сегодня спать не буду!
В эту ночь случится чудо! -
Дед Мороз ко мне придёт,
И, конечно, принесёт,
В упаковке яркой
Нужные …!
(Подарки)
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая …
(Звезда)
Расписные цепи эти
Из бумаги клеят дети.
(Гирлянда)
4. «Назови ласково»
Задача : развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Шар – шарик
Звезда – звёздочка
Ёлка – ёлочка
Хлопушка – хлопушечка
Подарок – подарочек
5. «Один – много»
Задача : развитие навыка образования множественного числа имён существительных.
Шар – шары
Свеча – свечи
Игрушка – игрушки
Подарок – подарки
6. «Чего не стало?»
Задача : развитие навыка образования родительного падежа имён существительных.
Не стало гирлянды.
Не стало звезды.
Не стало мишуры.
Не стало шара.
Не стало подарка.
7. «Подбери признаки»
Задачи :
- активизация словаря признаков;
- развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;
- развитие зрительного восприятия, внимания.
Дед Мороз (какой) – добрый, волшебный, седой, …
Шар (Какой) – блестящий, стеклянный, разноцветный, …
Снегурочка (Какая) – красивая, молодая, стройная, …
Ёлка (Какая) – зелёная, колючая, нарядная, …
8. «Посчитай…»
Задача : практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
Один подарок, два подарка, ….,, пять подарков.
Один шар, два шара,, , пять шаров,, семь шаров.
9. «Составь предложения»
Задачи :
- развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.
10. «Составь рассказ»
Задачи :
- развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине;
- активизация словарного запаса.
Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют рассказ.
Если дети затрудняются, педагог задаёт вопросы.
11. Новогодние пожелания Деда Мороза.
Целый год здоровым быть,
Никаких лекарств не пить.
Утром вовремя вставать,
В детский сад скорей бежать.
Ссоры, драки позабыть,
И царапин не лечить.
Маму слушаться всегда,
С ней не спорить никогда.
И тогда весь этот год
Очень весело пройдёт!
Литература:
1. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Спасибо авторам фонов и картинок!