Базалаева Зюльмира Биймурадовна
Лексические игры и упражнения в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи:
Лексические игры и упражнения в подготовительной группе.
Цель: интеграция речевого, моторного развития ребёнка, развитие психических процессов.
Задачи:
Обучающие: закрепить в речи детей названия месяцев, умение образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова, объяснять многозначные слова,
отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, дружно.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Публикация «Лексические игры и упражнения в подготовительной группе» размещена в разделах
-Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?
Ребята утром, когда вы шли в садик обратили внимание на погоду
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
Осенние месяцы…
Приметы осени в природе
- Ребята! Вы любите фантазировать, играть в различные игры?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
Это – страна Смешариков. - Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?
Смешарики предлагают нам немного поиграть
Гимнастика для глаз
-Кто же нам первый встретится?
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи?
-Ребята, а вот и Ежик. Ежик просит вас помочь ему. И собрать предложение
2 Игра «Собери предложение».
Снежки, играют, в, мальчики.
Мальчики, на, санках, и, катаются, девочки.
Ёжик предлагает поиграть в еще одну игру.
У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)».
И к слову снег. Тоже есть родственные слова
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки).
Кружатся над головою каруселью… (снеговою).
На полянки, на лужок, всё снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью… (снежной).
Вот веселье для ребят всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик, нарядился… (снеговик.)
Рядом снежная фигурка – это девочка… (снегурка.)
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
-Молодцы! Ёжику мы помогли. Оправляемся дальше?
Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
-Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.
- Как вы думаете, что такое КОСА.
- Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.
- Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.
-Попробуйте объяснить значения слова Кисть.
- Как называется слово у которого несколько значений?
-Попробуйте объяснить значения слова КРАН.
- Как называются слова у которых несколько значений?
- Молодцы! С заданием Нюши справились.
- Отправляемся в гости к следующему герою.
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
Крош тоже просит выполнить задание
«Исправь ошибку».
Лыжнику нужна клюшка.
Конькобежцу нужны лыжи.
Саночнику нужны коньки.
Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, играют в хоккей, загорают, строят снежную крепость.
- Крош предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка «Снеговик».
- Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена от Совуньи.
- Чей же следующий домик?
- Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.
Кто же это?
Ну конечно же – Лосяш!
- Что же для нас приготовил Лосяш?
А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.
встать – лечь
мириться- ссориться
снимать-одевать
хмуриться- улыбаться
-Какие вы у меня молодцы!
- Слушаем загадку. О следующем герое.
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к… Совунье!
- Ну вот мы и пришли к Совунье, И она хочет с нами поиграть.
1/А игра называется. А что было вчера.
3/ Раздели слова на слоги
Если мы пришли к Савуни значит мы все задание выполнили правильно и Совунья все вам вручает медали за хорошую работу.
III. Заключительная часть занятия
- Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов. Скажите трудные были задания? А какое задание вам больше всего понравилось? Спасибо