Нефедова Татьяна
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы по лексической теме недели «Этот удивительный мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей детей
подготовительной к школе группы
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам интересный материал для совместных занятий и игр с детьми
по теме недели «Этот удивительный мир Космоса»
Приятной Вам творческой недели!
Лексический словарь.
Публикация «Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы по лексической теме недели „Этот удивительный мир космоса“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Консультации для родителей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический, космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.
«Познавательное развитие»
Беседы и наблюдения.
1. Расскажите детям, почему 12 апреля отмечают День космонавтики.
2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите детям о космонавте – Юрии Гагарине. Объясните, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
Примерный текст рассказа взрослого:
«Древние люди думали, что Земля неподвижная, плоская и накрыта колпаком, к которому прикреплены звезды, а Солнце и Луна вращаются по кругу.
Позже были учёные, которые доказывали, что земля круглая, а Николай Коперник доказал, что все планеты, в том числе и наша Земля, вращаются вокруг Солнца.
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца. Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Человек всегда мечтал полететь к звездам. Так 19 августа 1960 года на ракете в космос были отправлены собаки-испытатели Белка и Стрелка. Для полета собакам сшили специальные костюмы красного и зеленого цветов. Кроме собак, на борту находились две белые крысы и несколько мышей. Вернувшиеся с орбиты собаки стали объектом повышенного внимания и чувствовали себя прекрасно.
А первым человеком, который полетел в космос и стал космонавтом, был Юрий Гагарин. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.
Именно, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась и первым космонавтом Земли, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина «Восток», совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.
После приземления обратно на Землю Гагарин сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, весь наш народ.
Теперь наша страна отмечает этот праздник 12 апреля, в день, когда для всего человечества наступила эра полетов в космос. В космос летали не только мужчины. Первая женщина, которая полетела в космос, была Валентина Терешкова.
Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества космонавты воспитывают у себя с детства.
В открытом космосе нет притяжения земли, все, как бы, плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, т. е. все становится легким, как пух. И поэтом есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывает. И все продукты у космонавта в тюбиках, как зубная паста.»
Дополнительна информация:
https://iknigi.net/avtor-viktor-moroz/72855-rasskazhite-detyam-o-kosmose-viktor-moroz/read/page-1.html\
Проверьте, как дети запомнили то, о чём Вы с ними беседовали.
Попросите его ответить на вопросы самостоятельно.
- Какой праздник отмечают 12 апреля? (12 апреля отмечают День космонавтики.)
- Что такое космос? (Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.)
Что люди запускают в космос? (Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.)
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? (Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.)
- Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Гагарин.)
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? (Это место называется космодром.)
- Что надевает космонавт для полёта в космос? (Космонавт надевает космический скафандр.)
- Как называется планета, на которой мы живём? (Наша планета называется Земля.)
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? (Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.)
Познавательные мультфильмы и видеофильмы по теме недели.
1. «Планеты солнечной системы»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=_YvkKGLcjPo&feature=emb_logo
2. «Почему происходит смена времён года»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=112&v=qFB54ZnLcZU&feature=emb_logo
3. «Из чего состоит скафандр космонавта»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=91&v=hEyWM6AH6PE&feature=emb_logo
4. «Как устроен телескоп?»
https://www.youtube.com/watch?v=3P8s6lqiVVk
«Речевое развитие»
Игры и упражнения на формирование словаря
1. Упр. "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3, 4, 5. \ 1 ракета, 2 ракеты, 3., 4., 5.
1 космический корабль, 2., 3., 4., 5. \ 1 скафандр, 2., 3., 4., 5.
2. Упр. "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов. Одна ракета - много ракет и т. д.
3. «Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в. Космонавт, в, летать, космос.
В, космонавт, летит, ракете. Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется. Падает, с, комета, неба, хвостатая.
4. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
далёкий — близкий тесный —. ;большой —. улетать —. ; высокий —. взлетать —. ; известный —. включать —. ; тёмный —. подниматься —. ; яркий —.
5. Игра «Сосчитай -ка»
Цель: согласование существительных с числительными.
Один большой метеорит, два больших метеорита,., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,.
Одна быстрая ракета,.
Одна опытный космонавт,.
Одна далёкая планета, …
6. Игра «Доскажи словечко»
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
***
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
***
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
***
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
***
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолт
Может взять с собой (в полт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмм мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Тексты для пересказа
«ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?»
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
«СКАЗКА ПРО ЗВЕЗДОЧЁТА»
"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.
"Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"
"10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?"
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. "
Вопросы после прочтения (детям 4-5 лет вопросы необходимо задать до чтения сказки).
- Что наблюдал Звездочет ночью?
- Что он наблюдал днем?
- Куда решил полететь Звездочет?
- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
Пальчиковая гимнастика «На луне жил Звездочёт»
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учё т:
(Сжимать и разжимать кулачки)
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА – два,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
(Загибать поочерёдно пальцы)
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
НЕПТУН - Восьмой
Кто не верит - выйди вон!
(Разгибать поочерёдно пальцы)
Художественное слово (выучить одно стихотворение по желанию)
«Космонавт» В. Степанов
В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
«ЗЕМЛЯ» Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Читаем вместе с детьми
В. Степанов «Юрий Гагарин»
В. Орлов «День космонавтики. Возвращение»
Ю. Синицын «Созвездие»
Н. Цветкова «Космос»
Н. Годвилина «У космонавтов праздник»
В. Берестов «Луноход»
М. Садовский «Космическая одежда»
Н. Самоний «Праздник космонавтов. Быть Гагариным хочу»
Г. Сапгир «В небе медведица»
Я. Аким «На Луне жил звездочёт»
Г. Цыферов «Что такое звёзды»
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
П. О. Клушанцев «О чм рассказал телескоп»,
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
Н. Носов «Незнайка на луне»
Сказки про космос : https://olga-tales.in.ua/skazki-pro-kosmos/
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование
1. «Как нарисовать космонавта»
https://yandex.ru/efir?stream_id=47e2ea572f7c5fef8be92b7aee6eb6c5
2. «Как нарисовать луноход»
https://yandex.ru/efir?stream_id=4a50e38c892d4164b0843603a13bdc22\
3. «Как нарисовать ракету»
https://yandex.ru/efir?stream_id=49e92fe1407cb89aacd23263d80d9bc6
4. «Как нарисовать космос»
https://www.youtube.com/watch?v=Uu3rR1r4lSU
https://www.youtube.com/watch?v=b9B674Qm98I
Лепка
1. «Ракета»
https://www.youtube.com/watch?v=AVq9NIOaJ_0
2. «Летающая тарелка»
https://www.youtube.com/watch?v=rTbm5YwQrqo
Аппликация
1. «Ракета»
https://www.youtube.com/watch?v=MZWNnl5osa4
2. «Космос»
https://www.youtube.com/watch?v=xH73Pi5IZM8
3. «Солнечная система»
https://www.youtube.com/watch?v=KiLWAJi0aXo
Оригами
1. «Космический корабль»
https://www.youtube.com/watch?v=lhaYB-P2vBU
2. «Космонавт»
https://www.youtube.com/watch?v=q3f6ddtKMBc
3. «Ракета»
https://www.youtube.com/watch?v=61MA_HzdVbM
https://www.youtube.com/watch?v=0ElmnNGsL2w
Экспериментальная деятельность с детьми
Эксперимент 1. «Солнце и Земля»
Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
Оборудование: большой мяч и бусина.
Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры.
- Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.
Эксперимент 2. «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.» Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)
Игры всей семьё й :
Сюжетно-ролевые
– «Космонавты» (медосмотр, тренировки, полёт, «Семья лунатиков» (можно придумать любые роли).
Строительные игры
(из любого конструктора или строителя; лего) – Космодром; Космический корабль; Дом для лунатика.
Дидактические игры
- «Подбери слова-родственники» (космос, Луна, Солнце, Земля, звезда, «Подбери признак» (космонавт, ракета, планета, Земля,.); «Кто прилетел?» (с Луны – лунатик, с Марса -); «4 лишний» (планеты, космич. слова)
Игра – бродилка
«Космическое путешествие» (нарисовать самим).
Подвижные игры
- «Успей занять ракету» (по принципу игры «Успей занять стул»);
- «Найди «лунатика» и промолчи»,
- «Покажи – мы угадаем» (что делает космонавт,.);
-«Молчуны – Шептуны – Говоруны» (встречаем инопланетян, которые только молчат