Мария Галчунова
Лекотека. Диагностический игровой сеанс
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности ребёнка, в процессе которого он приобретает новые знания и навыки. Для того, чтобы дети развивались в эмоциональном, творческом и социальном плане наиболее эффективно, необходимо включать в игровую деятельность познавательный компонент. Развиваясь и играя, юные первооткрыватели приобретают любовь к окружающему миру и новым знаниям. Дети с ОВЗ требуют особого внимания. Для достижения успеха им необходимо прилагать гораздо больше усилий, чем другим. Игровые задания для особенных детей главным образом направлены на развитие когнитивных способностей - речи, мышления, памяти, внимания и двигательной деятельности. Грамотное составление плана реабилитации - крайне ответственная задача, решением которой занимаются педагоги-психологи, дефектологи, логопеды и специалисты по адаптивной физической культуре. Именно комплексная реабилитация является залогом успеха восстановительного лечения. Программа психолого-педагогического сопровождения детей, включающая комплекс индивидуальных занятий называется лекотекой (от греч. leco - игрушка и швед. theke - хранилище). Лекотека оказывает благотворное влияние на детей, родителей и педагогов посредством совместной игры. Для того, чтобы коррекционно-развивающая работа проходила продуктивно, крайне необходимо выявить нарушения когнитивной деятельности ребёнка на начальных этапах занятий с ребёнком, акцентируя внимание на наиболее существенных отклонениях в развитии. Данное игровое занятие поможет выявить нарушения в развитии ребёнка, определив направленность последующих занятий.
Публикация «Лекотека, Диагностический игровой сеанс» размещена в разделах
Участники занятия: дети 4-7 лет.
Количество участников: занятие индивидуальное, допускается вовлечение близких родственников в игровой процесс.
Цели:
1) Выявить сильные и слабые стороны в когнитивном развитии ребёнка
2) Повысить уровень познавательной активности.
Задачи:
1) Научить ребёнка грамотно и последовательно координировать когнитивные процессы
2) Способствовать развитию когнитивных функций
3) Обеспечить процесс обучения ребёнка внутри игровой деятельности.
Ход занятия:
-Здравствуй! (Педагог и ребёнок знакомятся, педагог просит ребёнка рассказать о себе, о тех, кто с ним пришёл). Любишь ли ты играть? Какие игры нравятся тебе больше всего? Расскажи! Мне тоже нравится играть в разные игры. Ещё больше мне нравится придумывать их самой! Сегодня я приготовила для тебя несколько игр. Ну, что, поиграем?
1) Игра на развитие речи “Королевство слов”.
Цель: проверить и повысить уровень словарного запаса ребёнка.
Задача: повысить познавательную активность ребёнка посредством запоминания новых слов.
Инструкция: ребёнку предлагается пять слов. Ребёнок и члены его семьи должны составить новые слова из букв предложенных слов. Рекомендуется не повторять буквы в словах.
Например:
1) Друг
2) Очки
3) Мел
4) Жабы
5) Нюх
Примеры составленных слов: хлеб, дружба, бег, гол, год, граб, лук, бор, лом, лыжи, гул и т. д.
Игра поможет детям расширить словарный запас, повысить умственную активность. Игра поможет пациентам с афазией - частичной утратой речи при сохранности интеллекта.
2) Игра на развитие навыков мышления “Удивительная история”.
Цель: повысить мыслительную активность ребёнка посредством воображения.
Задачи: развивать речь ребёнка, научить последовательному и логичному повествованию.
Инструкция: педагог начинает рассказ. Остальные участники занятия продолжают его.
Например:
1) В выходные мы собирались на пикник, но неожиданно пошёл дождь.
2) Мама предложила мне пойти в книжный магазин, но я не знал какую книгу мне выбрать.
3) Однажды мне подарили домашнее животное, это был.
4) Когда я стану взрослым, я буду.
5) Если бы я поймал золотую рыбку, я бы загадал такие желания.
Игра научит детей фантазировать, повысит уровень эмоционального интеллекта и поможет развить умение грамотно выражать мысли.
3) Игра на развитие памяти и внимания “День впечатлений”
Цель: научить детей запоминать происходящие вокруг события, акцентировать внимание на деталях, ориентироваться во времени.
Задачи: развивать речь ребёнка, повышать уровень эмоционального интеллекта.
Инструкция: трое участников занятия вытягивают одну из трё х афиш: кино, театра и цирка. В течение пяти минут каждый участник внимательно изучает свою афишу. В случае, если ребёнок не умеет читать, ему помогает взрослый:
Афиша кинотеатра:
Мультфильм переносится с 14: 20 на 10:00
Премьера романтической комедии состоится в пятницу в 18:30
Последний сеанс фильма-лауреата премии “Оскар” состоялся вчера.
В июне в кинотеатре пройдёт показ всех частей “Трансформеров”
Афиша театра:
Премьера балета “Жизель” состоится в среду, 24 марта в 19:00.
Рок-опера переносится с июня на сентябрь.
Каждую субботу июля в 15:30 будут проходить выступления кукольного театра.
Афиша цирка:
Цирк будет в городе с 3 марта по 10 апреля
Выступления животных в программе не запланированы.
Вместо жонглёров на арене выступят фокусники
После изучения афиш педагог забирает листовки и задаёт вопросы каждому участнику, например:
Ходили ли Вы утром в кино? Нет - почему? Да - что вы смотрели?
Пойдёте ли Вы в театр в конце марта?
Видели ли Вы в цирке львов?
После выполнения заданий можно обсудить, какой вид развлечения нравится детям больше. Упражнение научит детей воспринимать информацию со вниманием, запоминать наиболее важные события.
4) Кинезиологическая игра “Мы - большие молодцы!”
По окончании занятия можно выполнить комплекс упражнений, направленных на снятие умственного напряжения:
Очень любим мы учиться, (опускаем глаза в книгу, поднимаем их вверх,
И не будем мы лениться! (зажмуриваем глаза, мотаем головой).
Мы научимся писать (выполняем “пишущие” движения рукой в воздухе”,
Складывать и вычитать. (считаем пальчики на руках)
Скоро в школу мы пойдём (шагаем, высоко поднимая колени)
Много знаний наберём! (делаем “прыжки врозь”, поднимаем руки высоко вверх)
Здесь и я, и ты, и ты! (наклоняемся вперёд, показывая друг на друга)
Все большие молодцы! (прыгаем, высоко поднимая руки в воздухе, вращаем ладошками с согнутыми пальчиками-”фонариками”)
Лекотека - сравнительно молодой метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, он позволяет осуществлять коррекцию сразу нескольких функций головного мозга, активизируя их в процессе мышления. В настоящее время лекотека только набирает популярность, но использование данной методики в работе с семьями, в которых воспитываются дети с ограниченными здоровья оказывает положительное влияние на внутрисемейный климат.