Мария Приймак
Лекция для воспитателей «Утренник без стрессов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, в преддверии новогодних праздников мы поговорим на тему, которую я назвала «Утренник без стрессов»
Утренник в детском саду – одновременно праздник и сильный стресс для детей и их родителей, воспитателей и музыкального руководителя.
Однако утренник – важное событие в жизни ребенка, где он учится сочетать удовольствия с обязательствами, взаимодействию с другими детьми и получает возможность впервые проявить свои творческие способности.
Публикация «Лекция для воспитателей „Утренник без стрессов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Не буду вдаваться в теорию. Хотелось бы просто дать несколько практических советов которые могут помочь и вам и детям справиться с волнением перед выступлением и во время него.
Вопрос: Пока готовилась к нашей встречи искала информацию по теме. Пыталась найти универсальные приемы «Как не бояться выступать». Как достичь вершин ораторского мастерства? Универсальный способ только один – Догадалась какой? регулярные тренировки! Больше выступлений, меньше страха выступать. Кому-то тренировок нужно больше, кому-то меньше. Разные люди — разное отношение к ситуации.
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.
Почему возникает боязнь плохо выступить?
Страх совершить ошибку на бублике и вообще - это один из видов социального страха, ведь ребенок стремиться соответствовать нормам и требованиям социума.
1. Обсудите приятные моменты праздника: как красиво будет оформлен зал, какой особенный костюм или платье вы подготовите по такому случаю. Расскажите, что на утренник вы придете именно потому, что любите праздники, а не для того, чтобы посмотреть, как хорошо выступит малыш. Это избавит его от лишних волнений.
2. 3. Дети дошкольного возраста легче запоминают все яркое и красивое. Постарайтесь сделать так, чтобы даже не очень интересный стишок вызвал у малыша эмоции. К примеру, нарисуйте его героев и используйте картинки, как подсказки. Или придумайте интересную игру для заучивания. К примеру, бросайте малышу мяч, проговаривая одну строчку, а он пусть бросает вам, проговаривая следующую.
3. Ребенок видит перед собой пример успешных взрослых, которые ничего этого не бояться, у которых все получается. И это безусловно здорово, что у детей такой пример. Но будет полезно для детей, которые бояться выступать, услышать рассказ про вас. Как вы боролись со своим страхом выступать. Объясните ребенку, что волнение перед выступлением на публике – естественное чувство, которое испытывают абсолютно все, и не только дети, но и взрослые. Просто кто-то умеет его хорошо маскировать, поэтому внешне может быть не видно, что человек волнуется. Научите его расслабляться перед выходом на сцену или к доске: в этом могут помочь несколько глубоких вдохов и выдохов, и мысли о чем-то приятном для ребенка. Или рассказать на группе сказку про смелого зайку например.
4. Будьте очень осторожны с критикой! Ни в коем случае не стоит говорить, что все в саду могут сделать то, что нужно, а он – нет. Лучше расскажите, что вам тоже в детстве приходилось участвовать в утренниках, и хоть не всегда получалось выступить хорошо, вы все равно старались. И уж тем более, не угрожайте наказанием и не наказывайте малыша за неудачу.
5. Присмотритесь внимательно к настроению ребенка, если он ни в какую не хочет участвовать в утреннике. Возможно, в этот раз ему действительно лучше просто побыть зрителем.
6. Рекомендуется и Воспитателю готовиться к утреннику точно так же, как и детям– только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много:
1. слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3. как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные сложности: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео-ужас!Воспитатель должен знать все сложности каждого ребенка чтобы вовремя оказать малышу необходимую помощь. Для этого воспитателю необходимо готовиться к утреннику вместе с детьми.
7. Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям или слушателям.
8. Хвалите!
После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
На любом этапе помните, утренник – это возможность погрузиться в детство и от нее нужно получать только положительные эмоции. Изначально позитивный настрой – залог успешного результата.