Ирина Белова
Лекция для родителей. Укрепляем здоровье ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
(Лекция для родителей).
Провела и подготовила
Инструктор по физ. культуре
Белова И. А.
Знаете ли вы, что счастливый ребёнок – это прежде всего здоровый ребёнок, а уже потом знающий на зубок таблицу умножения и умеющий говорить по-английски? Но, по мнению врача – педиатра Е. О. Комаровского, «ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».
Публикация «Лекция для родителей, Укрепляем здоровье ребенка» размещена в разделах
Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.
Медицинских противопоказаний закаливание почти не имеет, оно вредно только при острых лихорадочных заболеваниях. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям.
При закаливании необходимо соблюдать ряд правил:
• систематически проводить закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов;
• постепенно увеличивать дозы раздражающего действия;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма;
• все закаливающие процедуры проводить на фоне положительных эмоций.
Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему её истощению.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие (правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой) и специальные (воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры).
С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность. Закаливающие процедуры в 2-4 раза снижают число простудных заболеваний, оказывают общеукрепляющее действие на организм, повышают тонус центральной нервной системы, улучшают кровообращение, нормализуют обмен веществ.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надёжной закалки.
Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности – оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом. Родители должны помнить, что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, они не только укрепляют собственное здоровье, но и развивают своих детей, создают крепкие дружественные отношения в семье, воспитывают в детях уважение и любовь к родителям.
Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодёжи, сохранению жизненно важных навыков среднем и зрелом возрасте, профилактике неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей. В процессе физических тренировок успешно укрепляется мышечно – суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т. д.
Хорошая физическая форма складывается из следующих компонентов:
• выносливость. Её обеспечивает здоровое сердце. Лучшие для сердца упражнения – те, при которых организм потребляет много кислорода: ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и аэробика;
• ловкость. Человек в хорошей форме должен уметь координировать свои движения и обладать быстротой реакции. Ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков, жонглёров;
• мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. При выполнении силовых (анаэробных) упражнений организму не требуется дополнительного кислорода. Плавание и велосипедный спорт включают в себя как анаэробные, так и аэробные упражнения;
• мышечная выносливость. Повторяющиеся движения, например при езде на велосипеде или накачке шины ножным насосом, приучают мускулы интенсивно работать, не уставая;
• гибкость. Сильные, здоровые, эластичные мышцы помогают сохранить подвижность в любом возрасте, что особенно актуально для пожилых людей. Гибкость развивают занятия гимнастикой, танцами, езда на лыжах, игра в бадминтон.
В настоящее время многие дети ведут недостаточно активный образ жизни. Результаты исследований доказывают, что из инертных детей обычно вырастают «рыхлые» взрослые, подверженные серьёзным заболеваниям, например ишемической болезни сердца, остеопорозу, диабету и другим болезням, связанным с малой подвижностью.
Уже в дошкольном возрасте у детей необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В дошкольном возрасте она поможет им сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться заинтересовать их обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки.
Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для них такойже привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в детский сад пешком и гулять вечером на природе.
Систематическая ходьба благотворно влияет на ребёнка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Она является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела.
Наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребёнка 5 – 7 лет в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно – оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажёры. При этом ребёнок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от расписания занятий спортивной секции, погодных условий, настроения сверстников – партнёров по играм, наличия свободного времени у родителей.
Основное назначение универсального физкультурно – оздоровительного комплекса – развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.
При этом Г. В. Глушкова (кандидат педагогических наук) советует родителям :
• приобретайте только сертифицированную продукцию;
• доверяйте установку и монтаж комплекса представителям компании
• не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи;
• при установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму;
• желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс;
• к занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбуждённых детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения;
• доверяйте своему ребёнку. Если он отказывается выполнять какое – либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его;
• стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребёнка, особенно при выполнении упражнений на высоте;
• учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.