Светлана Валерьевна Юсупова
LEGO-конструирование как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
LEGO - технология - одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка, которые пробуждают у них любознательность, развивают творческую фантазию. LEGO - конструирование позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно - технической направленности, остро востребованных сегодня. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Игры – исследования с образовательными конструкторами развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать.
Публикация «LEGO-конструирование как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2023
Все конструкторы «LEGO» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. В работе использую несколько LEGO -конструкторов - LEGO Duplo и LEGO Sistem, а также «Lego Education. Первые механизмы». В начале совместной деятельности включаю серию свободных игр с использованием LEGO -конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и поиграть с ними. Знакомимся с названиями деталей: кирпичик 2*2 желтого цвета, 2*4 красного цвета и т. д. - для этого используем игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Что нашел - назови», «Лото». Работу начинаем с самых простых построек, учу правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, работать по словесной инструкции.
Непосредственно образовательная деятельность по LEGO -конструированию составляется по принципу 4 «С» :
1. Соединение с реальным миром (мотивация детей на предстоящую деятельность); знакомим детей с темой, заданием. Даём возможность задать вопросы.
2. Создание проекта (сама сборка, сборка определенной модели);
3. Совместное обсуждение (рефлексия) проводят исследования;
4. Совершенствование (преобразование).
Во время деятельности дети учатся задавать вопросы «А что, если?» Они формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, высказывают предположения, описывают результаты.
Одно из важных условий развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO -конструировании является его включение в различные виды деятельности. Они выступают в роли дополнительного материала: наглядного или практического. LEGO -технология в соответствии с ФГОС ДО реализует интеграцию 5 образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие :
Лего позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.
2. Познавательное развитие :
В процессе lego -конструирования развиваем математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину; закрепляем навыки прямого и обратного счёта, знания состава числа, геометрических фигур («Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т. д., знакомим детей с такими пространственными показателями, как симметричность асимметричность, ориентировкой в пространстве («Зеркало», «Орнамент под диктовку»).
3. Речевое развитие :
Развиваем речетворчество дошкольников при помощи lego-конструктора, предлагаем детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д. Созданные постройки используем в играх-театрализациях.
4. Художественно - эстетическое развитие :
При помощи деталей lego знакомим детей не только с формой, величиной, но и с цветами, создавая узоры с использованием различных цветов (игра «цветные домики»).
5. Физическое развитие;
Помимо мелкой моторики обеих рук lego - конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор lego используем, как инвентарь для проведения занятий по физической культуре, а также коррегирующей гимнастики и профилактики плоскостопия.
Благодаря проделанной работе дети умеют создавать конструкции на основе анализа или словесной инструкции, создают различные варианты конструкций по условию, карте-схеме или по замыслу. Умеют работать в парах, свободно общаясь в процессе работы. Различают и называют детали LEGO - конструктора. Создают простейшие движущиеся конструкции. Таким образом, процесс легоконструирования можно считать достаточной основой для формирования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Манипулирование с элементами конструктора позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Данная деятельность учит дошкольника не только созиданию, но и коллективной работе, умению общаться, взаимодействовать, разрешать конфликты; развивает у дошкольников конструктивные способности; учит детей применять и преобразовывать модели и схемы; учит детей добиваться конечного результата; развивает воображение и творческое мышление дошкольников.
Литература:
1. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет / В. Г. Гоголева. -Спб. : «Детство-пресс», 2010.-56с;
2. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003;
3. Фешина Е. В. «Lego- конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.