Захарова Мария Борисовна
Лего-конструирование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Лего-конструирование ДОУ
Автор: Захарова Мария Борисовна
Организация: МБДОУ д/с «Сказка» воспитатель
Общеизвестно, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. Однако проблема социально-личностного развития дошкольника в процессе его взаимодействия с окружающим миром особо актуальна на современном этапе. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в настоящее время, «век всеобщей компьютеризации» приносит обществу не только новые инновационные разработки, но и откладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение: дети стали меньше общаться «в живую», компьютерные игры заменили малышам и подросткам настоящих друзей, а виртуальная жизнь несет отнюдь не правильные нормы социального поведения. В результате, педагоги констатируют у дошкольников проблемы, связанные не только с неумением организовывать коммуникативные контакты, отсутствие готовности выслушать и принять иную точку зрения, но и затруднения в осуществлении планирования и самоанализа собственной деятельности. В связи с чем вопросы социального развития дошкольников выходят на первостепенное место, возникает потребность в создании условий для развития успешной социализации дошколят. Один из основных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, также указывают на необходимость создания в ДОУ таких условий, которые бы обеспечили полноценное социальное развитие детей, открыли возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности. Данные факторы подтолкнули коллектив к поиску новых инновационных форм и методов работы с дошкольниками, способствующих их социализации и расширению социальных контактов с окружающим миром, предоставляющих возможность для творческой инициативы и самореализации дошкольников. В результате анализа и отбора инновационных технологий, коллектив учреждения остановил свой выбор на внедрение в работу с детьми технологии «Лего-конструирования и робототехники», позволяющей успешно создать такие условия.
Публикация «Лего-конструирование в ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время Лего-конструирование и робототехника реализуется в ДОУ третий год. Изначально, практика развивалась в рамках инновационной деятельности. Однако, отрадно отметить, что в настоящее время, именно это направление работы получило свое дальнейшее развитие. Сегодня в ДОУ сложилась вызывающая интерес практика, накоплен значительный опыт. Но самое главное, в учреждении получены положительные результаты работы, которые стимулируют коллектив на дальнейшее развитие.
Сущность данной практики состоит в том, что лего-конструирование и робототехника выступает средством всестороннего развития дошкольников, при этом являясь идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в конструктивной игровой деятельности. Также нельзя не отметить, что внедрение данной технологии позволило расширить спектр дополнительных образовательных услуг, предоставляемых учреждением.
В настоящее время для реализации данной практики в ДОУ созданы все необходимые условия, достижение которых стало возможным при реализации ряда шагов. Так основной целью нашей деятельности на начальном этапе стало вовлечение всех участников образовательного процесса в мир технического конструирования посредством организации дополнительного кружка по лего-конструированию. В ходе работы была разработана и прошла успешную апробацию дополнительная образовательная программа технической направленности «Страна LEGO», которая реализуется в нашем учреждении. В рамках проекта была создана образовательная среда, способствующая вовлечению дошкольников в коммуникативную конструктивную деятельность. На базе учреждения создан собственный Лего-центр, материальная база которого включает более 20 различных видов образовательных конструкторов ЛЕГО, включающих как простые тематические наборы, так и программируемые робототехнические комплекты, имеющих лицензионное программное обеспечение. Для качественной работы у дошкольников и педагогов имеются ноутбуки. Ресурсы учреждения позволяют пополнять Лего-центр новинками образовательных конструкторов, что в свою очередь позволяет разнообразить образовательную деятельность с дошкольниками.
Проведя оценку заинтересованности целевых групп (родителей, воспитанников, педагогов) и увидев увлеченность инновационной деятельностью всех участников образовательного процесса, подтолкнуло коллектив к принятию решения о включении лего-творчества в образовательный процесс с детьми начиная со 2 младшей группы, а также о создании полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители». Своё дальнейшее развитие практика получила через интеграцию основного и дополнительного образования с активным привлечением родителей воспитанников. Как показали наблюдения, лего-конструирование стало излюбленным занятием для дошколят.
Анализ полученных результатов работы за 2 года показал возросшую активность педагогов по внедрению лего-технологии и робототехники в ДОУ, обогатил социально-личностный опыт дошкольников, а работа в рамках реализации совместных ЛЕГО-проектов сплотила детей и родителей.
Одним из достижений детского сада, стало участие команды в республиканском конкурсе «Легомир» «Я-Инженер» «Парад Роботов», посещение которого, только укрепило желание коллектива продолжить и совершенствовать работу в данном направлении.
Поэтому целью 3 этапа работы (в 2016 -2017год) стало создание условий для расширения технического творчества дошкольников через интеграцию лего-конструирования в разнообразную образовательную деятельность детей, а также внедрение новых форм работы с дошкольниками, способствующих формированию социальной компетентности, таких как социально-образовательные проекты, а также соревнования технической направленности.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и в ближайших планах коллектива – создание на базе учреждения Детского технопарка, включающего в себя не только объединения по техническому конструированию, но и создание естественно-научных лабораторий, внедрение в работу с детьми курса алгоритмики и программирования.
Таким образом, на наш взгляд, представленная практика имеет право назваться лучшей, так как не только обеспечивает условия для взаимодействия с окружающим миром, в котором и происходит социализация дошкольников, обеспечивает формирование у дошкольников мотивации к развитию и обучению, но и имеет практическую значимость для развития Ямальского региона, так как способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики ЯНАО;
- предоставляет возможность преемственности между образовательными учреждениями поселка и социумом;
- способствует созданию партнерских отношений с родителями и удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования.
Ссылка на Интернет-ресурс: https://crrbelosnegka.ucoz.ru. Раздел в главном меню сайта «Инновационная деятельность».
Литература:
1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: М. С. Ишмакова. - Всерос. уч-мет центр образоват. робототехники. -М. Изд. -полиграф. Центр «Маска». - 2013. - 100с. ;
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М. : 2008
3. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2019 N 1155 ;