Дмитрий Орлов
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.
Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Причинами плоскостопия являются : врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.
Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Гигиенические факторы: гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т. п.
Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую обувь нельзя ни в коем случае. Такая обувь вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп.
В детской обуви – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки не подходят. Стелька в качественной обуви, как правило, сделана из натуральных материалов и ни в коем случае не окрашивает носочки или колготки малыша (во избежание токсического воздействия при контакте с кожей). Не станем забывать о безопасности: подошва обуви не должна быть скользкой!
Теперь надо обратить внимание на супинаторы – приспособление для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «плоскостопие» и серьезных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине ношение супинаторов-вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда.
Природно-оздоровительные факторы: хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний. Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Упражнения на массажном коврике.
1. Ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.
2. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.
3. Перекаты с носков на пятки и обратно.
4. Приставные пружинящие шаги.
5. Легкие подскоки, прыжковые упражнения.
Упражнения сидя на стульчике
1. Собирание с пола мелких предметов (карандашей) или ткани пальцами ног.
2. Катание карандашей.
Комплекс с различными предметами
1. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень, сначала одной. Затем другой ногой.
3. «Сборщик» - И. П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
4. «Художник» - И. П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
5. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И. П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И. П.