Виктория Захарова
Кружок по развитию познавательной активности «Лаборатория Фиксиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы кружка :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Перспективный тематический план
Октябрь.
1)Знакомство с лабораторными «жителями».
«Нюхаем, пробуем, трогаем». Познакомить детей с центром экспериментирования, техникой безопасностью и с правилами поведения в лаборатории.
Публикация «Кружок по развитию познавательной активности „Лаборатория Фиксиков“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы определять форму; структуру поверхности; язык – определять вкус). Поддержание и развитие интереса детей к исследованием, открытиям, стимуляция речевой активности, способствовать снижения проявлений речевого негативизма. Центр экспериментирование, карточки. Игра «Кто позвал?».
2) «Удивительный песок». Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику. Обогащение лексики путем подбора определений к объекту. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Опыт «Влажный и сухой песок». Сухой и влажный песок, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка.
3) «Почва живая природа». Познакомить детей с почвой, сформировать представления о составе почвы. Показать детям, что в почве есть воздух, которым дышат ее обитатели. Развитие грамматически правильного оформления высказывания. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Опыт «Влажная и сухая почва». Сухая и влажная почва, прозрачная вода, стеклянные банки, пластина из оргстекла, лопатка, магнит, лупа, карандаши для каждого ребенка.
Ноябрь.
1) Воздух есть во всех предметах. Познакомить детей с понятием «воздух». Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха. Развитие грамматически правильного оформления высказывания. Опыт «Как обнаружить воздух?», «Волшебный апельсин», «Воздух имеет вес». Пластиковая бутылка, таз с водой, апельсины, весы, воздушный шары, цветок в горшке, игра «Раздувайся пузырь».
2) «Разрушитель, созидатель». Дать детям представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха). Рассказать о некоторых природных катаклизмах – смерче, урагане, цунами. Показать положительное т отрицательное влияние человека на атмосферу Земли. Опыт «Волны», «Вертушки», «Нарисуй свой ветер». Кораблик, самодельные вертушки, видеофильм.
Декабрь.
1) «Путешествие капельки». Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Ознакомить с процессами очистки воды разными способами. Прививать бережное отношение к воде. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой. Игровая ситуация «Где нужна вода?», опыт «Очистим воду». Капли воды, изготовленные из бумаги, три емкости для опыта, воронка, вата, марля, промокательная бумага.
2) «Какая вода?»
«Есть ли у воды запах?». Подвести детей к выводу о том, что вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она принимает вкус растворенного вещества. Развивать комментированную речь. Опыт «Какая вода?», «Есть ли у воды запах?» Различные емкости для воды, чистая питьевая вода, чистые стаканы, чайные ложки, соль, сахар.
3) «Круговорот воды в природе». Закрепить знание детьми свойств воды. Рассказать о круговороте воды. Подвести детей к выводу о том, что вода может испаряться, переходить из одного агрегатного состояние в другое. Опыт «Куда исчезает вода?», «Снег и лед – вода», «Какая вода возвращается природе?». Прозрачный сосуд, куски ткани, кусок снега, сосулька, горячая вода, стекло.
Январь.
1) «Удивительные камни». Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать классифицировать камни по признакам; активизировать творческую и поисковую деятельность детей через проблемные ситуации. Развивать логическое мышление, глазомер. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Опыт «Цвет и форма», «Размер камня», «Определение фактуры поверхности, «Рассматривание через лупу», «Вес», «Определение температуры», «Плавучесть». Видеофильм, картины гор, камни, лупы, емкости с водой, салфетки.
2) «Извержение вулкана». Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Расширять и обогащать словарный запас
(вулкан, лава, кратер). Опыт «Извержение вулкана». Макет вулкана, поддон, картон, клей, сода, моющая жидкость, пипетка, чайная ложка.
3) «Как выглядит айсберг?». Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Способствовать развитию органов дыхания. Расширять и обогащать словарный запас (айсберг, кораблекрушение). Опыт «Айсберг». Воздушный шарик, лед, емкость с водой, видеофильм об айсберге.
Февраль.
1) «Бумага». Развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность; развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Познакомить детей с разновидностями бумаги; воспитывать уважение к труду взрослых. Опыты с бумагой «Мнется», «Рвется, «Намокает», «Режется». Видеоролик «Производство бумаги», бумага разного вида, емкость с водой, ножницы.
2) «Как появилась книга». В процессе познавательной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о книге. Совершенствовать навыки связного высказывания. Воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знаний. Опыты с бумагой «Цветы лотоса», «Сделай сам бумагу». Выставка книг, емкость с водой, миксер, сито, утюг, полотенце.
3) «Магнит». Познакомить детей с магнитом и его свойствами. Подвести детей к пониманию того, что магнит притягивает металлические предметы. Развитие мелкой моторики, согласование предлог+сущ. Опыты «Магнит», «Скрепка», «Гвоздики», «Потерянная иголка». Магниты, скрепки, гвоздики, емкости с водой, деревянная дощечка, иголка, емкость с песком.
Март
1) «Волшебное электричество». Обогащать знания детей об электричестве; расширять представление о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку. Познакомить детей с причиной проявления статического электричества; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать волевую сферу в рамках подготовки к школе; умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Воспитывать умение работать в коллективе. Опыт «Шарик», «Волшебные палочки», «Перчик» Пластмассовые палочки, кусочки шерстяной ткани, шелка, картинка с изображением Золушки, цветные шары, бабочки из бумаги, пластмассовая расчёска.
2) «Свет, тень». Формирование представлений о свойствах света. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Дать представление о солнечном луче его цветовом составе (семь цветов). Развивать мелкую моторику рук, развивать комментированную речь. Опыт «Лучик», «Радуга», игра «Теневой театр». Фонарик, коробка, зеркало, емкость с водой, бумага с отверстием 3-5 мм.
3) «Приключение буратино». Углубить знания детей о свойствах дерева. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент, упражнять в подборе слов – антонимов. Опыт «Пробка», «Горит – не горит». Емкость с водой, пробки из дерева, кораблик.
Апрель
1) «Мир металлов». Расширять знания детей о металле и его свойствах. Называть разновидность металлов (алюминий, серебро, медь, сталь, учить сравнивать их свойства и делать выводы. Умения образовывать относительных прилагательных. Воспитывать умение работать в коллективе. Опыты «Тонет – не тонет», «Гнется – не гнется». Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, кусочки бронзы и серебра, емкость с водой.
2) «Космос». Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него; пробуждать интерес к познанию космоса, развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам эксперимента. Расширять и обогащать словарный запас (орбита, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Эксперимент «Высокая температура», «Обороты вокруг солнца», «Почему орбита не падает». 2 термометра, настольная лампа, плакат Солнечной системы, линейка, пластилин, ведерко, шарик.
3) «Почему в космос летают на ракете?». Уточнить детям представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Расширять и обогащать словарный запас (иллюминатор, сопло, реактивный). Развивать познавательные способности, сообразительность. Воспитывать выдержку, формировать умение слушать товарища. Опыт «Листок», Игра «Воздушный шарик» Листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты.
Май.
1) «Цветной песок». Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение работать сообща. Опыт «Сыпучий мел». Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками.
2) «Волшебное сито». Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита,
развить самостоятельность. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать дружелюбие. Эксперимент «Крупа». Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2 –е изд., испр. _ М. : Тц Сфера, 2013. – 192. (Ребенок в мире поиска). ISBN 978 – 5 – 9949 – 0369 – 8.
2. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 - 905 – 5.
3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 904 – 8.
4. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 888 – 1.
5. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 978 – 5 – 89814 – 891 – 1.