Татьяна Златина
КВН по математике «Как люди научились считать»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра составлена на основе программы Е. М. Фадеевой «Учимся математике» для детей подготовительной группы.
Мероприятие можно провести как совместное развлечение с детьми и взрослыми.
Цели:
• Закрепление знаний об истории возникновения счета, о различных способах счета древних людей;
• Поддержание интереса к математике.
Оборудование:
• Таблички с названиями команд.
• Ожерелья для вождей из бумажных «клыков».
• Пальма с бананами на доске.
• Пластилиновые таблички, стеки (по количеству команд).
• Счетный материал по 20-30 шт. на каждую команду на подносах.
• Фломастеры.
Публикация «КВН по математике „Как люди научились считать“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математический КВН
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
• Большие листы бумаги (на доске).
• Косынки (повязки на глаза).
• Желтые и оранжевые кружочки на стульях детей.
Ход игры
Участники поделены на команды, сидят за столами (или на ковре. На доске расчерчена таблица для подсчета баллов команд.
Сегодня мы проводим КВН, но не простой, а математический. Мы с вами вспомним, как появилась наука математика, как люди научились считать. А случилось это еще в каменном веке.
Давайте пофантазируем, перенесемся в то далекое время. Представьте, что это вовсе и не группа, а большая пещера, в которой у костров сидят 3 племени. У каждого племени, конечно, есть название и старейшина. Это и будет наш 1-й конкурс.
1. Придумать название племени и выбрать старейшину (из детей).
Нужно объяснить, посему вы выбрали именно его, за какие качества.
Пока команды думают, мы с вами, дорогие зрители, скучать не будем, попробуем отгадать загадки.
Загадки о геометрических фигурах.
У меня, как у подушки тоже есть четыре ушка
И четыре стороны, где все стороны равны.
(Квадрат)
Что похоже на открытку, на конверт и на альбом.
Что сравнить, ребята, можно с одеялом м ковром?
Вы подумайте, скажите, только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные – равны.
(Прямоугольник)
Желтое солнце, репчатый лук,
Резиновый мяч – все похоже на…
(Круг)
Я – проказник, я таков! У меня нет уголков,
Но на круг я не похож. Ну и что ж!
Я похож на огурец, вот такой я молодец!
(Овал)
У меня три стороны, уголочка тоже три.
Я для крыши подойду и для елки тоже.
Даже буквы Д и А на меня похожи.
Не ленитесь, поспешите, как зовут меня, скажите!
(Треугольник)
Вы, ребята, помните, как люди сначала считали? Дерево, еще дерево… мамонт, еще мамонт… а чтобы не запутаться, загибали пальцы. Так считать было не очень-то удобно. И вы в этом сейчас убедитесь.
2. Накорми племя бананами.
Старейшина должен "сорвать" бананы для соплеменников. Но, бананы любят не все. У кого на спинках стульчиков оранжевые кружочка, те бананы не любят, у кого желтые – любят. Старейшина должен спросить каждого «Любишь бананы?» если соплеменник ответит «Да», старейшина загибает пальчик. Сколько он загнет пальчиков, столько нужно сорвать бананов.
Но! Год нынче не урожайный, бананов мало на пальме, на всех не хватит. Поэтому, кто будет работать быстро, тому бананов хватит, кто медленно останется без бананов.
Ну что, удобно считать на пальцах? Не очень. Поэтому первобытные люди придумали другой способ – считать при помощи камешков. Так было очень удобно что-нибудь сравнивать.
3. Посчитай соплеменников.
Нужно выложить столько камешков одного цвета (фишек, сколько взрослых в группе, и столько камешков другого цвета, сколько детей (или мальчиков и девочек, если игра проводится без родителей). Затем нужно сравнить любым способом, не считая (ведь древние не знали чисел).
Пока команды выполняют задание, мы с вами, зрители-болельщики, поиграем в игру «Да и нет не называйте, круг, квадрат не выбирайте».
Все бы ничего, но иногда приходилось таскать с собой целые груды камней, это было очень тяжело. И люди придумали другие способы. Какие? (Зарубки на палках, узелки.) и так они обрадовались, что начали танцевать.
4. Танец дикарей (физкультпауза).
Я буду говорить, какие движения будет делать племя, а вы будете танцевать. Чем точнее будут движения, тем выше оценка.
2 шага вправо, 1 раз присесть, 2 шага влево, хлопнуть по коленям 2 раза, повернуться налево, подпрыгнуть 1 раз и т. д.
Шли годы и люди придумали еще один способ считать: ставили палочки на глиняных дощечках. Так можно было записывать какие-либо сведения. Например:
Около нашей пещеры растет 7 деревьев.
4. Письмо в соседнее племя.
Нужно сообщить какие-нибудь сведения. Если соседнее племя «прочитает» письмо, то те, кто его написал, получают 1 очко.
Пока команды пишут письма, я загадаю зрителям загадки.
Я - тире в грамматике. а кто я в математике?
(Минус)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)
Мы — весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает.
(Пятёрки)
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет!
(Двойка)
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
(Ноль)
Но не все свободное от охоты время люди придумывали математику. Иногда они любили порисовать.
5. «Наскальная живопись».
Командам предлагается нарисовать первобытного человека.
1 "соплеменник" с завязанными глазами рисует голову, глаза, нос, рот; 2-й – туловище, з-й – руки, 4-й – ноги, 5-й – повязку из шкуры, 6-й – волосы, 7-й – копье, 8-й – каменный топори т. д.
Подводятся итоги игры, вручаются медали «Изобретателю математики» за 1, 2, 3 места.