Екатерина Бондяева
Квест-технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – технологии в ДОУ
Дети не только самые талантливые
и благодарные игроки,
игра для них — образ жизни.
Иногда им достаточно подсказать тему,
и вот уже богатая фантазия
уносит их далеко за рамки действительности.
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы работы. Одним из таких методов является игра. Безусловно, в дошкольных образовательных учреждения используются подвижные игры, словесные игры, сюжетно –ролевые и т. д., но редко затрагивается вопрос использования такой современной формы, как квесты.
Публикация «Квест-технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Квест – это командная приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, есть цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются так, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими возрасту и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Квесты могут проводиться в группе, в музыкальном зале, на природе, то есть практически в любой обстановке.
Преимущество квеста в том, что эта форма организации образовательной деятельности в игровом виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Квесты помогают реализовывать следующие задачи:
Образовательные – участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и др.
Для того чтобы эффективно организовать детские Квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
Игры должны быть безопасными. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
Недопустимо унижать достоинство ребенка. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Любой квест требует тщательной подготовки педагога:
– Подготовка условий, оборудования, материала квеста.
– Разработка маршрута и карты, сценария квеста.
– Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).
Организационный момент. Вступительное слово ведущего для переключения внимания детей на предстоящую деятельность:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения этапов.
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Также в ходе выполнения заданий дети получают фишки и штрафы.
При подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то где будет проходить игра. Будет ли это закрытое помещение или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Именно поэтому квесты делятся на несколько видов:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финалу.
Квесты в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать теме и по содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Задания для детского Квеста могут быть самыми разнообразными:
загадки;
ребусы;
пазлы;
творческие задания;
спортивные задания
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.
Для составления маршрута мы используем разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Преимущество такой технологии в том, что она не требует специальной подготовки воспитателей, вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжет игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игры.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Таким образом, Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Литература
1. Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст] : педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г, 279-282с.
2. Гавришова Е. В., МиленкоВ. М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.
3. Образовательный квест – современная интерактивная технология
https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247
4. Колесникова И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. №2. С. 48-59.