Людмила Толстова
Квест — приключенческая игра для детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Такое наименование целого класса пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит вопрос, а «quest» - поиск, разыскиваемый предмет.
Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижения цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Вспомните для примера любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит в основе любимой дошкольниками сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», сказки Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.
Публикация «Квест — приключенческая игра для детей и родителей» размещена в разделах
В играх-квестах тоже есть увлекательный сюжет, основанный на поиски чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду.
Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.
Почему квесты так популярны? Во-первых, это приятная для человека (гедоническая) деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, аффилиации (стремление быть в обществе других).
Привлекательным мотивом для участие в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.
Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Они есть и сейчас. Главный герой управляемый игроком, взаимодействуя с игровыми персонажами и выбирая из многих нужные игровые предметы, решает логические задачи и добирается до цели. Чем время достижения результата меньше, тем награда в итоге выше.
В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определенное время. Есть даже международная сеть квестов, объединяющих любителей разных игр, например, «Форт Боярд».
Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Безусловно, да! Только содержание, задания и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии возрастными возможностями дошкольников.
Можно выделить некоторые достоинства квестов для детей дошкольного возраста.
Прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуации мотивы.
Задания в квесте требует сообразительности и не стандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренным сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающей к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.
Как правило, квесты – коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходиться отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становиться значительно увлекательней.
Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводиться на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей.
Всё вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.
Квесты для детей отличаются от таких же игр для взрослых тем, что вних не допустимы ситуации риска, «страшилки», которыми изобилуют молодежные поиски приключений. Если игра проводиться за пределами детского сада, в парковой зоне или в лесу, участие родителей по понятным причинам обязательно.
Какие же задания могут быть включены в сценарии квеста для дошкольников? Здесь нужно найти золотую середину, иначе, если все легко – теряется интерес, а если очень сложно – исчезает игра, и все силы уходят на решения сложных задач.
Устроить такой праздник одному воспитателю просто не по силам, а вместе с родителями получается отличное дело во имя семьи и своих детей.
Общаясь между собой в ходе проведения квеста родители, осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что квест очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им само реализоваться. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что решает круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.
Используемая литература: журнал «Старший воспитатель»
Подготовила: Толстова Людмила Петровна
Инструктор по физической культуре