Ольга Викторовна Дождикова
Квест-игры в спортивно-патриотических играх старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Квест - игра в спортивно - патриотических играх старших дошкольников
Аннотация: В статье предоставлены методические рекомендации из опыта работы со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием квест - технологий. Также представлен опыт проведение онлайн-квестов в сообществе вконтакте детского сада. Статья будет полезна инструкторам по физической культуре, работающим в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Квест-игры в спортивно-патриотических играх старших дошкольников» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: патриотическое воспитание; дошкольники; спортивно – патриотические игры; квест - технология.
Патриотизм - это любовь к своей малой и большой Родине, преданность ей, гордость, ответственность за неё все эти качества берут своё начало с дошкольного детства. Патриотизм - это та связующая нить поколений, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Считаю, что патриотизму не возможно научить, его нужно воспитывать. Так в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» говорится о том, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.
Одно из направлений моей работы с дошкольниками является патриотическое воспитание. Считаю, что патриотическое воспитание является одно из самых значимых и актуальных направлений в становлении будущего гражданина нашей страны.
Стараюсь прививать своим дошколятам нравственно - патриотические чувства, развиваю силу, ловкость, выносливость, дисциплинированность не только на занятиях по физической культуре, но и в спортивных досугах и праздниках, а так же в проектной деятельности. Так появился на свет долгосрочный проект "Юный патриот России", который позволил максимально заинтересовать детей героической историей нашей Родины, мотивировать воспитанников к систематическим занятиям физической культурой, помог пробудить чувство любви не только к своей семье, но и к своей Родине. Проектная деятельность является очень интересной, доступной формой формирования патриотического чувства дошкольников. Тематические спортивные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для реализации широкого круга оздоровительных задач и самое главное воспитательных задач по патриотическому воспитанию, и позволяет закрепить, обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей общими чувствами и переживаниями. А подготовка к проведению праздников объединяет воспитанников, помогает сплотить коллектив. Темы праздников различны: "День России", "Люблю березку русскую", "Мы вместе", " Вперёд Россия" и др.
В работе с дошколятами по патриотическому воспитанию хорошо себя зарекомендовали игры – путешествия (квест - игры). Квест - технология, на мой взгляд, это одна из самых интерактивных форм, которая позволяет задействовать всех участников образовательного процесса. Игра - путешествие помогает на практике применить имеющиеся знания, навыки воспитанников. Сейчас квест - технологии популярна не только среди детей, но и родителей, педагогов нашего детского сада. Во многом благодаря не только сюжету, но и своеобразной организации образовательной деятельности.
Игра - путешествие (квест) - это и развлекательное мероприятие и вместе с тем помогает реализовывать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста я соблюдаю следующие принципы: доступности и системности, использование различных видов деятельности интеграции образовательных областей, учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей, принцип навигации (педагог в игре - это мотиватор и координатор). Большое внимание обращаю на задания, они должны соответствовать выбранной теме, а содержание должно учитывать не только возрастные особенности детей, но и их знания и навыки по той или иной теме сюжета игры. При составлении конспекта квест - игры придумываю яркое название и сюжет, он должен быть захватывающим и интересным дошкольникам, содержать загадку или интригу, в сюжет ввожу героев и трудности, которые должны преодолеть дети, чтобы достичь цель и помочь герою. А в конце всех испытаний участников ждёт заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно. Первое задание – испытание всегда должно быть лёгким, это способствует наибольшей заинтересованности детей. Задания квеста чередую, придерживаюсь принципа чередования активной деятельности с фазами отдыха. Для детей старших и подготовительных групп в игре не должно быть больше 8 заданий, временной отрезок игры не более 40 мин. Обязательно подбираю музыкальные произведения по тематике квеста, продумываю костюмы участников, количество команд. Во время игры так же важно соблюдение техники безопасности. Для этого провожу тематическую беседу с детьми, родителями, педагогами по формированию навыков безопасного поведения во время квестов. Образовательные квесты провожу на территории Детского сада № 80 «Ужара», в помещениях детского сада (физкультурный зал, музыкальный зал, коридоры, кабинеты специалистов, на природе (Тархановская березовая роща). При составлении маршрута игры я использую различные варианты: это может быть карта или маршрутный лист; воздушные шарики внутри, которых могут быть листочки с загадками; голосовые сообщения на телефон воспитателя группы, которые дают подсказки для выполнения той или иной задачи квеста. Все спортивно – патриотические игры (квест) я разделила на два блока:
Блок №1 «Служить России суждено тебе и мне…». Основная цель блока патриотическое воспитание дошкольников.
Задачи блока:
формировать знания о военных, о защитниках Родины;
формировать самостоятельность, инициативность, способность к сотрудничеству и принятию решения, инициативность, умение ставить цель и достигать её; развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость;
воспитывать у детей чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение действовать в коллективе, ответственное отношение к поставленной задаче;
воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, вызывающих у них эмоциональные переживания.
В блоке «Служить России суждено тебе и мне…» мною разработаны такие квесты : "Зарничка", "Солдат удачи", "По морям, по волнам", "Спецназ", " ВДВ" и др. А такие квесты, как "Зарничка" и "Солдат Удачи" стали традиционными в нашем детском саду Ужара".
Блок №2 "Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край, Семья".
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю и своей семье.
Задачи:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формировать представления о России, как о родной стране, и о Республике Марий Эл, как родном крае; воспитывать патриотизм к своей стране;
воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения к культурному прошлому России.
Темы квест - игр : "Йошкар - Ола - мой город, моя Родина", " Белый, синий, красный", " В поисках семейного клада" и другие.
Также ежегодно в сообществе вконтакте Детского сада № 80 «Ужара» проводим онлайн - квесты, посвященные Дню рождения Республики Марий Эл. Ребята вместе с педагогами и семьями накануне 4 ноября отправляются в увлекательные патриотические прогулки по нашему городу. Организуем квесты и выкладываем задания онлайн через сообщество вконтакте, а этапы и станции семьи проходят в непосредственном общении с детьми, гуляя по родному городу. Задания считаются выполненным после того, как семьи разместят посты и фотоконтенты на страничке вконтакте детского сада. Примерные темы заданий квестов : «Архитектура и скульптура города», «Йошкар-Ола – город сказка», «Три загадки о городе», «Современные профессии нашего города или профессия, которую я выбираю» и т. д. Более 100 семей ежегодно участвуют в онлайн - квестах, направленных на знакомство с любимым городом.
Квест – игры помогают приобщать дошкольников к нравственно - патриотическим ценностям, раскрывают перед детьми историю и особенности культуры своего народа, знакомят с традициями малой Родины, воспитывают у детей бережное отношение к природе родного края. А участие в таких играх обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирует основы социально ответственного поведения в обществе и в семье, способствует саморазвитию детей, помогает дошкольникам расти физически здоровыми. Игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте, поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание при помощи квест - игр является мощным механизмом в работе по воспитанию будущего гражданина России.
Список литературы.
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013, с. 120.
Правительство РФ Национальная доктрина образования в Российской Федерации Постановление от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва, с. 6