ольга лаптева
Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Квест – игры
как инновационная форма работы
с родителями в условиях ДОУ.
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
школьный афоризм.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст. 44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.»
Темочки:
Реформы происходящие в сфере образования и изменения в обществе в сторону компьютеризации заставляют педагогов пересматривать взгляды и искать новые формы, организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями.
Наиболее полно реализовать поставленные задачи возможно при использовании инновационных форм работы с родителями, одной из которых являются квест-технологии. Квест (заимствование англ. Quest — «поиск предметов, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Квест — это игра и приключение, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
Но как сделать так, чтобы родители, которые привыкли сидеть на собраниях пассивными зрителями, родители, которых накачивают педагогическими знаниями, стали заинтересованными, активными участниками педагогического процесса? Как увлечь каждого родителя новой формой организации взаимодействия?
Наблюдая за родителями, которые приходят в детский сад на различные мероприятия, проведя с ними мониторинг. Сделали вывод, что родители хотят видеть своего ребёнка, быть вместе с ним, делать что – то для него. Каждый родитель дорожит достижениями своего ребёнка, любит наслаждаться его успехом. Поэтому на праздниках, открытых занятиях практически 100% посещаемость. Желание видеть своего ребёнка во взаимодействии с другими детьми, открывать в своем малыше новые грани помогло нам познакомить родителей с новой формой организации педагогического процесса.
Вначале старшей группы была организована Квест-игра «По следам осени», посвященная осенним изменениям в природе. Для подготовки этой игры были привлечены активные родители. Родители оценили возможность посмотреть на детей в процессе решения ими задач. Для проведения следующей квест-игры, посвящённой дарам осени, откликнулась часть родителей с малой активностью. Восторг детей, помог заинтересовать родителей. И следующий квест «Подарки Деда Мороза» уже активно обсуждался родителями в социальных сетях. Это уже было небольшим достижением. Но всё равно охват родителей был не на высоком уровне. И тогда для сплочения родительского коллектива были подключены дети. Они, с подачи воспитателей, предложили родителям самим пройти Квест-игру «Зимушка-зима», «К нам весна шагает» на каждой станции задание им предлагали сами дети. Участие в квест-игре дало возможность взрослым людям испытать забытое чувство беззаботной игры детства. Особенно их радовал рассказ ребёнка об организации игры, и как они сами придумывали задания.
Следующим этапом по внедрению инновационных-технологий – это проведение собрания в стиле Квеста «По следам детства» в котором родители демонстрировали знания о детском саде. В собрании участвовали специалисты детского сада. Они не только предлагали задания, но и проводили мини консультации. Родители высоко оценили такую форму проведения собрания.
Благодаря Квест-играм родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников педагогического процесса. Общение в непринужденной обстановке способствовало сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Что обеспечило построение взаимодействия с семьей на качественно новой основе. Появились доверительные отношения и стремление к взаимопониманию.
Следующий год мы решили посвятить объединению родителей не только в организации образовательного процесса, но и проведении досуга.
Первые игры у нас прошли в летний – оздоровительный сезон. Тёплое солнышко и хорошая погода способствовали тому, чтобы провести квест на улице. Это позволило расширить диапазон задач. Появились не только интеллектуальные задания, но и спортивные. Всё больше родителей проявляли интерес к разработке квестов. Появилась необходимость создать команду единомышленников. Так у нас возник клуб для родителей «Создатели» и клуб для детей «Исследователи». Название выбирали всеобщим голосованием среди родителей и детей.
Изначально клуб был создан для разработки сценариев к играм. Работа клуба проходила один раз в месяц. Позднее появилась потребность собираться чаще. В процессе работы появлялось много вопросов по организации квестов. На одном из заседаний клуба родители заинтересовались возможностью проведения квест-игры в домашних условиях, например на день рождения ребёнка. У родителей появилось желание побольше узнать о данной технологии проведения досуга. Многие стали приносить на встречу учебную литературу, ссылки на интернет источники. На заседаниях клуба родители обсуждали преимущества линейных квестов (Линейная игра – это такая игра, в которой все задания необходимо выполнять последовательно) и кольцевых квестов (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые и будут являться для них финишными). Так мы узнали об интересной форме игры Геокешинг. Квест на открытой местности с поиском клада, тайника, с элементами ориентирования на местности. Изучив литературу по проведению игры такого типа, мы впервые покинули территорию детского сада.
Квест-игра «В гостях у Лесовичка» проходила на территории лесной базы в субботу. Родители и дети остались очень довольны данным мероприятием. Всем понравилась возможность общения в непринуждённой обстановке. Последующие игры «Кто, кто в речке живёт», «По следам здоровья», «Кто украл снеговика» только сильнее сплотили коллектив. Жизнь группы стала интересной.
Мы заметили, что родители наших воспитанников стали обращаться к нам со своими предложениями, вопросами по поводу темы проведения не только досугов, собраний, но и других мероприятий. Так были организованы экскурсии в библиотеку, на хлебокомбинат, в пожарную часть и в музей цирка.
После знакомства с родным городом, появилась возможность проводить Квесты-бродилки, Квесты-приключения. Когда команде предлагается передвигаться на велосипеде, машине, пешком или общественном транспорте в пределах города или района. Каждому участнику была выдана карта в которой прописаны цель и схема маршрута. В качестве «тайников с сокровищем» использовались памятники, таблички на домах, лепнина, рисунки на кованых воротах и оградах, граффити и даже рекламные баннеры. У команды есть задание собрать кусочки пазлов, из которых будет сложена картинка, конечная цель их прибытия. Информацию, в каком месте располагается кусочек пазла, команда получает по QR-коду.
Благодаря этому появились Квест-игры : «Знаток своего района», «По следам боевой славы», «Пермь – театральная».
К концу года наша группа представляла из себя сплочённый дружный коллектив. Родители стали активно откликаться на предложения и просьбы воспитателей. Сами выступали в качестве инициаторов предложений. Многие семьи сдружились. Стали вместе выезжать на природу, проводить дни рождения.
Можно с уверенностью утверждать, что квест-игры – один из интересных и увлекательных способов для сплочения коллектива, для объединения всех в единую команду, помогающую организовать жизнь в детском саду, сделать её более познавательной, увлекательной и оригинальной.
Список литературы:
1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
2 Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С. 138-140
3 Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С. А. Осяк [и др. ] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
4 Полат. Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат [и др. ]; под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2001. - 272 с.