Гейдарова Наталья
Квест-игра «Семейный бюджет»
Паспорт проекта
Полное название проекта Проект «Квест-игра «Семейный бюджет» в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Место реализации проекта, сроки пгт. Рефтинский, МБДОУ «Детский сад «Родничок», апрель 2021 г.
Публикация «Квест-игра „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Руководители проекта Воспитатели: Гейдарова Наталья Сергеевна, Вильдякскина Светлана Георгиевна
Консультант проекта Старший воспитатель Романенкова Галина Александровна
Участники проекта Дети старшей группы №9 (с 5 до 6 лет, педагоги, родители
Тип проекта Исследовательско - творческий
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Ресурсы обеспечения проекта:
Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, мультимедийное и интерактивное оборудование, технический инвентарь, картотека дидактических игр
Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Форма проведения: Дневная (в рамках организации образовательного процесса с учётом принципов интеграции)
Цель проекта Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
Задачи проекта
- Погрузить детей в атмосферу интересных заданий по знакомой им теме;
- Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; - Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
- Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;
-Создать условия для демонстрации творческих способностей и исследовательских навыков;
- Учить взаимодействовать со сверстниками, помогать друг другу в ходе квеста.
Ожидаемые результаты
На уровне детей:
1. 1. Адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с Программой);
2. Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
3. Знают российские деньги;
4. Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
На уровне взрослых:
1. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
2. Желание взрослых обсуждать финансовые вопросы в семье с детьми;
3. Активное участие родителей в делах группы и детского сада.
Заключительные мероприятия
-Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Бюджет моей семьи»
- Презентация проекта;
- Участие в муниципальном конкурсе «Бюджет для граждан»
Актуальность
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, отмечается, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности, в том числе и для дошкольного образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта:
Iэтап- подготовительный
Цель: Ввести проблемную ситуацию для детей, родителей; сформировать интерес к теме проекта.
• Подбор методической и специальной литературы, презентаций
• Беседы с детьми и родителями о планировании работы по проекту;
• Сбор необходимых материалов (создание картотеки дидактических игр, разработка онлайн-игр);
• Создание развивающей среды по теме.
II этап- основной
Цель: Способствовать расширению знаний детей об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
• Основная образовательная деятельность: «Квест-ирга «Семейный бюджет»
• Рассматривание сюжетных картинок
• Составление словаря экономических понятий
• Беседы: «Какие бывают профессии», «Понятие «деньги», «Откуда берутся деньги», «Доходы, расходы»,«Бюджет».
• Разгадывание загадок
• Творческая мастерская: «Оригами «Кошелек»,«Монеты» (рисование простым карандашом); «Валюта для Смешариков» (рисование цветными карандашами, фломастерами, «Моя копилка» (рисование, изготовление дидактических игр и атрибутов к ним совместно с детьми.
• Исследовательская деятельность: «Какие бывают деньги?», «Что легче: монета или купюра», «Что практичнее: монета или купюра».
• Дидактические игры: «Магазин», «В мире профессий», «Деньги и цена», «Найди и угадай», «Экономические пазлы», «Какие бывают доходы».
• Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
• Онлайн-игры «Что можно купить и что нельзя», «Где хранить и тратить деньги»
• Просмотр мультфильмов про финансы «Уроки Тетушки совы», «Трое из Простоквашино», «Смешарики. Финансовая грамотность». «Фиксики. Уроки экономики».
• Просмотр презентаций: «Где взять деньги и как их потратить?», «Где хранятся деньги»
• Игра-викторина «Знатоки экономики»
III этап – заключительный
Цель: Подведение итогов проекта.
• Оформление выставки семейных проектов детей и родителей «Семейный бюджет»;
• Оформление лепбука «Бюджет моей семьи»
• Презентация проекта;
• Участие в муниципальном конкурсе «Бюджет для граждан».
Ход квест-игры:
Квест-игра проводится в помещениях детского сада, так как для выполнения заданий потребуется мелкий реквизит. Задействовано пространство музыкального зала, холла, группы. Помещения оформлены с учетом темы мероприятия.
Обязательный атрибут квест-игры – карта. Чтобы оформить ее, используйте ватман. Тогда изображения на нем получатся крупными, и дошкольникам будет удобно ориентироваться по карте. На ватман необходимо нанести все точки маршрута и назвать их. Так же можно карту оформить на слайде презентации и вывести на мультимедийный экран.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное и увлекательное занятие!
Входят Кот Матроскин и Дядя Федор, спорят.
Матроскин: А я тебе говорю, Дядя Федор, что много мы тратим денег на этого Шарика…
Дядя Федор: Да нет, же Матроскин, это мы много на твою корову тратим.
Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел – это же Дядя Федор и Матроскин из Простоквашино. Узнаете? Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Что случилось, почему вы спорите?
Дядя Федор: вот решили мы завести свое хозяйство, но нам не хватает денег на наши нужды. Никак не можем прийти к общему согласию. Шарику нужно новое фоторужье, мне продукты на всех покупать и платить за дом, а Матроскину.
Матроскин: А мне, корову мою кормить…
Слышали мы про такое модное слово Бюджет семьи, а вот что это такое и как его распределять, мы не знаем.
Ведущий: а мы вам поможем, правда ведь, ребята? (ответы детей). Посмотрите, друзья – наши ребята вместе со своими родителями составили свои макеты Семейного бюджета и у каждого он свой.
(ведущий показывает на плакаты, изготовленные с родителями)
Дядя Федор: Вот это да! Мы тоже хотим свой бюджет составить и купить себе все необходимое.
Ведущий: я знаю одну волшебную страну, называется она Страна Финансов. Там мы с вами сможем выполнить задания и получить за них деньги. Тогда вы сможете купить на них себе все необходимое. Ну что, готовы?
(ответы детей)
Тогда давайте встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю я считать,
право – три и влево – три
Вокруг себя ты посмотри.
Вот мы с вами и оказались в волшебной Стране Финансов. А я – главный Финансист.
Дядя Федор: какая же это большая страна Финансов, а как нам узнать, куда идти. Как мы найдем нужное нам направление?
Гл. Финансист: о, я это предусмотрел, у меня есть для вас карта. На ней отмечены нужные нам станции и подсказки, как нам их найти.
Скажите, пожалуйста, а откуда берутся деньги? (ответы детей).
Правильно, их зарабатывают наши родители. Чтобы заработать деньги, нужно иметь профессию.
А какие профессии вы знаете? (ответы детей). Молодцы, раз вы все знаете, тогда отправляемся на первую станцию «Город профессий»:
Гл. финансист: ребята, посмотрите внимательно на пол. Здесь две дорожки с цифрами, нам с вами нужно отправиться по той, на которой лежат четные цифры – это два, четыре и шесть. В какую сторону мы с вами пойдем? (ответы детей – выбирают дорожку с четными цифрами).
Выходим на первую станцию (холл у муз. зала)
Проводится дидактическая игра «Профессии».
Инструкция к выполнению задания
На стенах расположены карточки с изображением людей разных профессий. Вам нужно подобрать карточки с инструментом, который нужен для данной профессии.
Гл. Финансист: Молодцы, все справились. За это задание вы получаете 5 игровых монет.
Матроскин: вот вы и получили первый свой доход. А где же хранить деньги?
Дядя Федор: главное – где их потратить?
Гл. Финансист: не спорте друзья, как раз у меня есть следующее задание на эту тему.
Посмотрите, на стене стрелочки, они нам укажут верный путь, пойдемте, будем разбираться вместе (проходят на вторую станцию – муз. зал)
Вот мы с вами и прибыли на вторую станцию, а называется она «Копилка»
Дети проходят на стульчики к экрану.
На экране появляется Онлайн-игра «Где хранить и где тратить деньги» (в авторской разработке - https://learningapps.org/display?v=ppu1o80w521).
Гл. Финансист: Молодцы, и с этим заданием справились! Держите еще 5 монет.
Сколько всего игровых монет у вас сейчас? (ответы детей)
Матроскин: Маловато, что-то
Гл. Финансист: не волнуйся, Матроскин, есть у меня еще одно задание для вас. Отправляемся на следующую станцию «Семейный бюджет».
А пойдем мы по дорожке из нечетных цифр – это дин, три, пять.
Дети находят правильную дорожку и направляются на третью станцию. (муз зал) «Семейный бюджет»
Гл. Финансист: На этой станции речь пойдет о семейном бюджете. Что такое бюджет?
Ответы детей.
Правильно. Бюджет - это планирование доходов и расходов.
Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.
Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:
Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4свободных кружка для оплаты.
Питание. В секторе - продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр».
Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1свободному кружку для оплаты. Сектор «сюрприз».
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили
жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз.
Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую».
Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.
Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.
Инструкция: в соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
Гл. Финансист: Молодцы. Вы справились с заданием, получите еще 5 игровых монет.
Матроскин: вот это да! Оказывается все можно купить?
Дядя Федор: нет, Матроскин, не все в этой жизни покупается, правда же ребята? (ответы детей)
Гл. Финансист: это, правда, не все в жизни можно купить за деньги.
А чтобы подробней изучить этот вопрос, мы с вами отправляемся на четвертую станцию «Волшебный магазин»
Дети возвращаются по карточкам с нечетными цифрами и
садятся на стульчики, на экране появляется Онлайн-игра «Что можно купить, а что нельзя» (авторская разработка -https://wordwall.net/ru/resource/13825582) (муз. зал)
Гл. Финансист: Умницы, снова справились с заданием, вот вам еще 5 игровых монет.
Матроскин: ну уже много денег накопили, а когда тратить то будем?
Дядя Федор: а что бы ты хотел купить Матроскин?
Матроскин: ну, сегодня я так много путешествовал, так устал, что не отказался бы от хорошего ужина. То есть мне нужно купить продукты для ужина и чтобы 5 рублей осталось на колокольчик для моей Буренки.
Дядя Федор: а мне нужна одежда на весну, а то в зимней - то жарко. А еще 5 монет оставить Шарику на фоторужье.
Гл. Финансист: тогда отправляемся на станцию «Супермаркет» (группа №9). Путь будет не близкий. Путь наш будут указывать красные стрелочки. (на полу наклеены стрелки разных цветов в разном направлении)
Проводится игра «Супермаркет».
Для детей раскладываются карточки с изображением одежды и продуктов питания с указанием цен. Детям нужно выбрать самое необходимое для героев с учетом экономии 5 игровых монет.
Подводятся итоги.
Гл. Финансист: ну, что же, ребята. Все молодцы, помогли Матроскину с Дядей Федором совершить покупки. Ну, что, помогли мы вам разобраться, что такое бюджет?
Дядя Федор: да, спасибо вам большое. Теперь и жить станем по новому – по бюджетному.
Матроскин: а я вот такой же план семейного бюджета составлю и у себя в доме повешаю – буду Шарика уму-разуму учить.
Герои прощаются и уходят.
Гл. Финансист: а нам с вами, мои дорогие пора возвращаться в наш детский сад. Скоро увидимся!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю я считать,
Вправо – три и влево – три
Вокруг себя ты посмотри…
Ведущий: Вы сегодня заработали игровые монеты и потратили их на наших гостей, но не переживайте, я для вас приготовил сюрприз – настоящие, золотые монеты (детям раздаются шоколадные монеты). И, самое главное – что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
Правила квест-игры для ведущих
1. Выбирайте для квест-игры безопасные для физического и психического здоровья детей игры и задания.
2. Используйте задания с учетом возраста и уровня подготовленности воспитанников.
3. Заранее объясняйте детям правила игры.
4. Четко формулируйте цель игры.
5. Направляйте и корректируйте действия дошкольников при необходимости.
6. Подводите детей к самостоятельным выводам.
7. Держите в поле зрения всех участников квеста.