Наталья Давыдова
Квест-игра «Секретная формула знаний» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с применением технологии познавательно-исследовательской деятельности
Квест-игра
«Секретная формула знаний»
в подготовительной группе
(эту игру можно организовать как в разных помещениях, так и в большом музыкальном зале)
Цель: создать условия для развития познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста через применение познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные:
Расширять представление детей о свойствах воздуха, воды и магнита (вода: жидкая, прозрачная, бесцветная, обладает склеивающим эффектом; магнит: тяжелый, притягивает металлические предметы, при этом вода и стекло не препятствуют силе магнита; вода принимает цвет подмешанного в неё красителя, а цвета, смешиваясь, образуют новые оттенки (вода - растворитель). Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Закреплять умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.
Развивающие:
Развивать у дошкольников логическое мышление, любознательность, воображение, умение анализировать сравнивать, обобщать полученные результаты, делать простейшие выводы. Формировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение слышать и слушать друг друга.
Предварительная работа: экспериментирование с водой «Свойства воды», опыты с магнитом, логические игры В. В. Воскобовича, чтение волшебных сказок, просмотр познавательных мультфильмов, загадывание загадок.
Активизация словаря: магнит, магнитная сила, примагничивать, намокание, бесцветная, прозрачная, растворимое вещество.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Используемые технологии: технология познавательно-исследовательской деятельности (опыты и эксперименты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка, дыхательная гимнастика).
Оборудование и материал: карта маршрута; для опытов: высокая прямая ёмкость с водой, на дне которой ключ, стакан с водой, 4 пустых стакана, 2 стакана с чистой водой (гуашь красная, синяя и жёлтая, кисть, салфетки бумажные и влажные, камешки, карточка- схема для смешивания цветов, 2 киндер-сюрприза с подсказкой, бумажный веер, трубочки для коктейля; бумага, побочные предметы, столы, стулья, конверт с заданиями, картинки обозначения для маршрута, мыльные пузыри.
Ход игры:
Вводная часть.
Дети заходят в группу.
Педагог:
- Ой, ребята, что это?
- Вода! Целая лужа!
- Откуда она здесь? (предположения детей)
Дети замечают, что в луже зелёный лист лопуха.
Воспитатель: Как вы думаете, чье это? (здесь был Лопушок и видимо он чем то огорчен, вот сколько слез наплакал! Но что же могло произойти?
Приходит помощник воспитателя и отдает детям письмо. Лопушок приходил к ребятам и оставил письмо.
Воспитатель зачитывает письмо от друзей волшебного леса:
«Черный колдун похитил формулу знаний из волшебного леса! Лопушок и его друзья из леса просят помощи»
Воспитатель: Что же делать? (предположения детей) Поможем? Вы справитесь?
Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, в письме еще есть и карта! Наше задание представлено в виде карты с картинками и стрелками. «Старт» — это наша группа, далее мы двигаемся по стрелкам и заходим в то помещение, картинка которого соответствует картинке в карте по ходу движения. «Финиш» - волшебный лес. И возвращение в группу.
Задание: картинка «4-й лишний» (солнце, солнечный зайчик, лампочка, дождь со снегом)
Воспитатель: Перечислите, что видите на картинке и определите, что тут лишнее? Почему? (дождь со снегом).
Двигаемся по стрелкам и ищем помещение с картинкой «Дождь и снег» (это комната экспериментирования)
Воспитатель: Дождь и снег из чего состоят? А слезы Лопушка? (это вода в жидком и твердом состоянии)
1. Опыт «Как вытолкнуть воду?»
Дети садятся за столы для опытов. На столе стеклянные стаканы и емкость с водой, кисть, киндер-сюрприз с заданием, гуашь (красная, желтая, синяя, карточка смешивания цветов, камешки, монетка.
Задание: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок, палочки, щипцы). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Воспитатель: Что мы узнали? Ребята, какой можно сделать вывод?
Ответы детей: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду и поднимают предмет к краю емкости.
Берем и открываем киндер-сюрприз с заданием.
Задание «Черный колдун идет за вами по пятам, и чтобы он вас не нашел спрячьте монетку (либо другой предмет) в воде»
2. Опыт «Прозрачная вода может стать мутной»
Воспитатель: Наливаем в стакан чистую воду, бросаем в него предмет (монетку).
- Его видно? Хорошо видно? Почему? Предполагаемые ответы детей: (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? Как сделать так, чтобы монетку не было видно в стакане. Что вам для этого потребуется? Воспользуйтесь предметами, которые лежат на столе.
Дети: в стакан с чистой водой добавить гуашь, размешать, опустить предмет.
Воспитатель: Правильно! Отгадайте загадку и узнаете, в какой цвет окрасить воду?
Загадка:
«Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести»
Дети: зеленый
Воспитатель: Но у нас нет этого цвета, как сделать зеленый цвет?
Дети: соединить желтую и синюю краску. Если дети затрудняются - открываем карточку смешивания цветов.
Воспитатель: Что получилось? (вода стала мутной, окрасилась в зеленый цвет). Видно монетку? Почему? (Вода мутная, непрозрачная, краска растворилась в воде и окрасила ее). Видно то, что лежит в стакане? (нет)
Воспитатель: Вы справились с заданием! Чтобы идти дальше, нам нужно немного отдохнуть!
3. Физкультминутка «Дождик»
«Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)
Только кто её поймет – кап, кап.? (недоуменно разводят руки в стороны)
Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)
Прорастать начнет оно» (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).
Воспитатель: Ребята, теперь мы можем использовать следующую подсказку, которая укажет, что нам делать дальше.
4. Эксперимент «Поиск воздуха»
Воспитатель: Что это?
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что мы вдыхаем носом?» (Воздух - ответы детей)
Воспитатель: тогда в путь, ищем воздух. Приходим в спортивный зал и находим картинку «тучка с ветром»
Лаборатория «Воздуха»
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию воздуха, но что такое воздух? (это газ - «невидимка»). Если ребята затрудняются, воспитатель помогает.
- Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Задание: Докажите, что воздух движется, что он вокруг нас и можно ли его увидеть?
Воспитатель: проведем эксперименты, докажем?
Дети: Да!
5. Эксперимент «Движение воздуха»
Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? (ответы детей). Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Воспитатель: Возьмите веера (лист бумаги) и помашите им в лицо, вокруг себя. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает. Воздух движется.
6. Дыхательная гимнастика «Ветерок»
На палочках привязаны на нитках листочки, дети берут их и начинают дуть (с разной силой выдоха: медленно, сильнее, сильно выдыхая воздух, прерывисто).
Воспитатель: От того как вы дуете на листочек, с такой силой и двигается листочек.
Воспитатель: Смотрим на карту и отгадываем следующую остановку (волшебный лес) - экологическая комната.
Следуют по стрелкам и находят картинку леса на двери экологической комнаты.
Дети заходят в комнату, висит картинка «Дети-здоровячки»
7. Массаж спины «Здоровячки»
Педагог предлагает детям встать в круг спиной друг к другу так, чтобы сделать массаж впереди стоящему товарищу.
«В колонночку в круг встали,
Ладошками по спинке застучали.
Дети спинку подставляют,
И со спинками играют,
Здоровья спинкам прибавляют»
Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд
Воспитатель: Отдохнули? Тогда за работу!
Ребята посмотрите здесь какой-то сундук, может посмотрим, что там внутри. (никак не открыть на сундуке замок)
- Как же нам его открыть?
Дети: ключом
Воспитатель: Но ключ смотрите упал в воду. Это чёрный колдун его спрятал! Как же нам его достать, не замочив руки?
8. Задание «Как достать ключ?»
Воспитатель: Посмотрите на стол, может, найдется какой-нибудь предмет с помощью, которого можно достать ключ. На столе лежат: магнит, ложка, удочка, бумага.
Дети: выбирают магнит. Подносят магнит к сосуду с водой и достают ключ
Воспитатель: Ребята как мы смогли достать ключ и почему так получилось?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Магнитная сила подействовала на ключ даже через воду и стекло.
- А из чего сделан ключ? (из металла)
- Что произошло с ключом и магнитом? (они «примагнитились»)
Вот мы и открыли сундук и в нем формула «Секрета Знаний». Чтобы прочитать формулу нужно ответить на вопросы.
Заключительная часть.
Воспитатель: Дорогие мои ребята, расскажите:
1. Как вам удалось со всеми заданиями справиться?
2. Как удалось раздобыть подсказку? (с помощью камушек вытеснить воду из стакана)
3. Как сварили зелье, чтобы спрятать монетку? (путем смешивания красок)
4. Как смогли увидеть невидимое? (когда предмет пуст, в нем есть воздух, который можно вытеснить и обнаружить с помощью воды)
5. Как вам удалось достать ключ из воды? (с помощью притягивающей силы магнита).
6. Что было самым сложным?
7. Что понравилось больше всего?
Достают из сундука картинку с формулой «Секрета Знаний» (схема)
Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились благодаря проведенным опытам. Вы были наблюдательны, изобретательны, сообразительны, были дружными, прислушивались к мнению друг друга! Секретная формула знаний – это ваша любознательность, сообразительность, дружба, сплоченность, исследование и познание окружающего мира с помощью опытов и экспериментов! В этом и есть секрет ваших знаний, которые вы получили в ходе опытов, исследований на своем пути.
Появляется Лопушок и благодарит детей за спасение Секрета Знаний.
Воспитатель: Лопушок, ты больше слез не лей, приходи к нам, мы всегда рады помочь тебе!
Лопушок: Я думаю, что вы теперь сможете сами открыть формулу мыльных пузырей. А как их сделать самим – это для вас новое открытие!
Дарит сюрприз (мыльные пузыри).