Валентина Авдеева
Сценарий квест-игры «Поможем яблоньке» к празднику Яблочный Спас
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий ОД по духовно-нравственному воспитанию
Квест-игра «Поможем яблоньке»
Старшая группа
Цель: познакомить детей с православным народным праздником, создать радостное настроение.
Задачи:
• вызвать интерес, любознательность, смекалку и радость от участия в квест-игре;
• познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа;
• способствовать развитию двигательной активности детей, памяти, творческого воображения, речи;
• воспитывать уважение к старшему поколению, добро, милосердие, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Публикация «Сценарий квест-игры „Поможем яблоньке“ к празднику Яблочный Спас» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лето. Фольклорные развлечения, спасы
- Спас. Яблочный, медовый, ореховый Спасы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2023
Состав группы воспитанников: старшая группа.
Актуальность: Игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Летом в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. И нам важно научить их играть на улице, научить получать от этого удовольствие. Именно эту задачу мы и поставили перед собой.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: данная деятельность способствует формированию у детей устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны; создает эмоционально положительную основу для развития духовно-нравственных чувств.
Форма проведения: квест-игра.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-творческая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.
Предполагаемый результат: расширение знаний о духовных ценностях, традициях, обычаях русского народа; развитие творческих способностей детей (осмысленное участие в русских народных праздниках: знают название, поют русские хороводные песни, используют в повседневной жизни потешки, считалки, отгадывают загадки, умеют играть в народные игры); пополнение словарного запаса детей (румяное, наливное и т. д.)
Технологии и методики: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологии предметно-развивающей среды.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Дидактическое оснащение и оборудование: проектор, музыкальная колонка, корзина с яблоками, конверт с письмом от Яблоньки, 7 конвертов с заданиями, 2 ложки, 2 лукошка, муляжи яблок, 2 мешка с шариками и яблоками, стакан с водой, песочные наборы, альбомные листы, краски, кисточки, непроливайки, салфетки.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, сегодня 19 августа - Яблочный Спас - летний православный праздник. В день Яблочного Спаса все угощают друг друга тем, что выросло в саду. Раньше не разрешалось православным людям вообще до Яблочного Спаса кушать никакие фрукты. Яблочный Спас - это торжество нового урожая на земле. О нем говорили: «Второй Спас - срывает спелые яблоки», «Пришёл Спас - яблочко припас». Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать в Храм, после чего разрешалось кушать «спасские» яблоки.
На проекторе появляется Яблонька. Она шумит зеленой листвой, как будто хочет что-то сказать. Вдруг на ветке появляется конверт. Воспитатель подносит к проектору корзину и письмо «падает» в нее. Она достает конверт и зачитывает: «Здравствуйте, ребята! Я слышала, что у вас сегодня праздник! А какой, не скажете? А меня вы узнали? Из какой сказки я к вам пожаловала? Какой же Яблочный Спас без яблок! В этот день я угощаю всех близких, знакомых, прохожих яблоками. Хотела и вас угостить вкусными, сладкими, наливными яблочками. Да только рассердилась на меня Баба-Яга за то, что я Аленушке с Иванушкой помогла. Превратила она мои яблочки в каменные. Помогите мне, ребята, яблочки вернуть.»
Воспитатель: Ребята, готовы вы препятствия пройти и яблочки спасти? (Да) Для этого нужно выполнить задания, которые спрятаны по всей территории детского сада. Если все задания выполните правильно, в конце вы найдете корзину с яблоками. Как только вы дотронетесь до нее, яблоки из каменных превратятся в настоящие. Найти конверты с заданиями вам помогут подсказки. Ну что, в путь!
1 подсказка:
Многие сказки начинаются так: «жили-были…» (Дед да баба)
Где у нас в садике дедушка с бабушкой? Идем туда.
Дети выходят на улицу. Возле макета «Дед и баба» их встречает воспитатель в костюме бабушки.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! С праздником вас! С Яблочным Спасом! Куда это вы так спешите? (ответы детей)
Бабушка: Вы знаете, ребята, в этот день люди всегда помогали друг другу, раздавали яблоки и еду всем больным и нищим. Все так и старались делать, потому что, как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Молодцы, что такое доброе дело делаете.
А теперь не зевайте, наши загадки отгадайте.
Дрова кушает, зубов не имеет,
Телом своим весь дом греет!
(Печка)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(Чугунок)
Из русской печи кашу тащить.
Чугунок очень рад, что его схватил…
(Ухват)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
(Лапти)
Знают чашки, чайник:
Я большой начальник.
Ярко мой блестит мундир,
На столе я - командир.
(Самовар)
Дети отгадывают загадки и им предлагают дидактическую игру: «Что было раньше, что - сейчас».
Воспитатель называет предмет старины, а дети должны назвать современный предмет.
Самовар - чайник
Печь - плита
Лапти - сапоги
Чугунок - кастрюля
Веник - пылесос
Бабушка: Загадки все отгадали. Молодцы! Еще в этот день люди веселились, пели песни, водили хороводы, играли.
Воспитатель: В круг скорее вы вставайте, яблочки передавайте!
Хороводная игра «Катилось яблочко, да по блюдечку»
Дети под музыку передают 2-3 яблока в разных направлениях, приговаривая: «Завертелось, закружилось и по кругу покатилось,
Где остановилось, с тем и подружилось.»
Дети, на которых музыка останавливается, выходят в круг и выполняют танцевальные движения под русскую народную мелодию. Игра повторяется несколько раз.
Бабушка: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки.
Были все вы хороши. Веселились от души!
Даже не хочется с вами расставаться. Удачи вам и доброго пути.
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. Вот вам 2-я подсказка:
Надевает дедка кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свеклу и бобы.
Тут везде рядами грядки,
Будет урожай в порядке!
(Огород)
Приходят к огороду.
А конверт с заданием находится у
Девицы, которая сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Находят конверт у морковной грядки.
Задание №2: «Назовите пословицы и поговорки о Яблочном Спасе и о яблоках»
• Пришел Спас — ушло лето от нас.
• Яблочный Спас, готовь шубу запас.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
• Яблоньку за яблочки любят, пчелку - за мед.
• Только глупец рубит яблоню, чтобы достать яблоко.
• Не срывай яблоко, пока зелено, созреет - само упадет.
Воспитатель: Какие смышленые! Пришел Спас - яблочки принес.
А кто больше хороших, хвалебных слов скажет о яблоке.
Игра «Хваленое яблоко»
Дети по очереди называют прилагательные (свежее, красивое, большое, наливное, хрустящее, ароматное и т. д.).
Воспитатель: Молодцы! Слушайте 3-ю подсказку:
Шум и гам на ней с утра.
Здесь резвится детвора.
Горки, мостик и лошадка.
Это –. (Детская площадка)
Воспитатель: Идём на спортивную площадку.
Дети идут на спортивную площадку и находят конверт с заданием.
Воспитатель: Здесь нас ждут игры-эстафеты. Предлагаю разделиться на две команды.
Игра-забава «Закинь яблоко в лукошко»
Каждый игрок получает по «яблоку» (мячику). Команды выстраиваются в шеренгу и по очереди бросают «яблоки» в корзины. Побеждает команда, забросившая в свою корзинку как можно больше «яблок».
Игра-забава «Цапля»
Яблоко (шарик) зажимаем в согнутом колене и прыгаем на одной ноге до черты и обратно.
Игра-забава «Яблоко в ложке»
Нужно перенести яблоко в ложке, обойти кубик, вернуться назад, отдать яблоко, ложку следующему игроку, стать в конец колонны.
Игра-забава «Мешки с яблоками»
В мешках смешаны яблоки и мячики, нужно на ощупь найти яблоко и отнести его в корзину. Чья команда первая найдет все яблоки в мешке, та и победила.
Воспитатель: Молодцы! Все были ловкие и быстрые! Получайте 4-ю подсказку:
Под небом стоит корыто,
Полно воды налито.
(Озеро)
Следующее задание находится у озера, и белые лебеди его охраняют. Побежали к нему скорей.
Дети бегут к озеру и находят конверт с заданием.
Воспитатель: Вам необходимо всем выстроиться «змейкой» и передать стакан с водой, не пролив его.
Воспитатель: Молодцы! Все проявили свою ловкость и осторожность. Вот 5-я подсказка:
Куда из пластмассы ведёрки,
Лопатки, грабельки потёртые,
Мы каждый раз с собой несём,
Чтоб строить наш песчаный дом? (В песочницу)
Идем к песочнице.
Воспитатель: В народе день Яблочного Спаса еще зовут Яблочный праздник. На завтрак пекут пироги с яблоками, пьют яблочный компот. А теперь давайте вспомним, что еще можно приготовить из яблок?
Речевая игра «Блюда из яблок»
Дети называют, что можно приготовить из яблок (компот, варенье, сок, пюре, добавить в кашу, в салат и др.). Затем воспитатель спрашивает, как называется: сок из яблок, компот из яблок, пюре из яблок, варенье из яблок, сок из яблок, салат из яблок и т. д.
Воспитатель: как много блюд можно приготовить из яблок! А сейчас я вам предлагаю приготовить яблочные блюда из песка и угостить друг друга.
Сюжетно-ролевая игра «Кухня»
Воспитатель: ой, ребята, что-то мы с вами заигрались и совсем забыли про нашу Яблоньку.
6 подсказка:
Нет в ней стен, а крыша есть,
Самый свежий воздух здесь.
В ней играем мы семьёй -
Нам не хочется домой!
Есть тут и стол, и скамейки,
Окон и двери тут нет,
Ты догадаться сумей-ка,
Что же за дом для бесед?
(Веранда)
Воспитатель: правильно! А задание такое: нарисовать красками яблочко! Садитесь за столы, у каждого листок. Нарисуем для нашей яблоньки красивые яблочки.
Дети рисуют.
Воспитатель: какие красивые яблочки вы нарисовали! Как настоящие художники!
7 подсказка:
Красиво я весной цвету,
Свои цветочки берегу.
Ведь урожай всегда мой ждут,
На мне же яблоки растут.
(Яблоня)
Воспитатель: Ребята, вы помните, где у нас на участке растет яблоня? Идем к ней скорее.
Дети идут к яблоне, находят конверт.
А задание такое: встать в хоровод и спеть песню про яблоню.
Дети встают в хоровод вокруг яблони и поют песню «У меня в садочке яблонька растет» на стихи Владимировой С. Н.
После исполнения песни воспитатель обращает внимание детей на то, что под яблоней что-то лежит. Дети подходят к яблоне и находят под ней корзину с яблоками. Трогают ее и видят, что яблоки настоящие.
Воспитатель: А вот и приз за все выполненные задания. Чтобы вы были здоровые и румяные, с красными щечками. Вот вам яблоки красные и ароматные! Молодцы, ребята! Вы прошли сложный путь, справились со всеми заданиями.
Рефлексия
Вам понравилось наше путешествие?
Что вам больше всего запомнилось?
Вы хотели бы еще поиграть в квест-игру?
А в народные игры вам понравилось играть?
Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?
Воспитатель: спасибо вам, ребята, за то, что помогли яблоньке. А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу, помыть руки, сесть за столы и угоститься яблоками.
Кушайте на здоровье спелые сочные яблочки! (дети угощаются)
Список использованной литературы:
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
2. Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М., 2015г.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
4. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Творческий центр Сфера, 2009г.
5. Народные игры России. Картотека // Ж. «Дошкольное воспитание». - 2022. - №10. - С. 85
6. ФГОС ДО
7. Интернет источники.