Ольга Шветцова
Квест-игра «Кузбасс — наш родной край, наша малая Родина» для слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Формирование представлений детей о родном крае Кузбассе. Расширение представлений о шахтерском труде и о пользе черного золота. Закрепление знаний символики области, о достопримечательностях, животном, растительном, мире Кемеровской области. Развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников. Воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Кемеровская область. Кузбасс
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Предварительная работа: беседа “Моя малая Родина – Кузбасс”, прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области, знакомство с символикой Кемеровской области, дидактические игры собери картинку («Флаги», «Герб», рассматривание и чтение глав из книг: «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев, «Угольный Кузбасс. Страницы истории», «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, «Кузбасс» фотоальбом о Кемеровской Оборудование: Символика Кемеровской области, разрезные карточки с изображением герба и флага, грамзапись «Солнечный круг», картинки с изображением солнца, неба, земли, билетики, таблички, картина «Лес», иллюстрации животных, птиц Кузбасса, фотографии шахтёров, кусочки угля, ёмкости с водой, листы бумаги, макет «Уголь и его применение». Презинтация.
Ход: 1. Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» заходят в группу.
Воспитатель: Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем. (Дети здороваются с окружающим миром, а воспитатель показывает картинки с изображением солнца, неба, земли и таблички)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй (показывает табличку, дети прочитывают дактилем)
- Дети:
- Здравствуй солнце красное! (поднимают руки вверх) (отвечают дактилем)
Воспитатель:
-Небо Ясное! Здравствуй! (показывает табличку, дети прочитывают дактилем)
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками, (отвечают дактилем)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй! (показывает табличку, дети прочитывают дактилем)
- Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон) (показывает табличку, дети прочитывают дактилем)
Воспитатель:
- Всем – всем – всем – от всей души – Здравствуйте!
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин.
Почтальон: Ребята вам заказное письмо, примите и распишитесь.
Воспитатель: Спасибо большое Печкин, давно письма заказные не приходили. Прощаемся с Печкиным.
Открываем письмо.
(В конверте лежит карта, дети рассматривают карту, называют города Кемеровской области). (дактилем)
Воспитатель: Ребята, что это? Ответы детей : Карта (читают табличку)
Воспитатель: Что изображено на карте? Ответы детей : Города (Кемерово, Белово, Новокузнецк, Прокопьевск.)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по достопримечательностям родного края.
К поездке все готово
Билеты продаются
За вежливое слово
Билеты покупайте
И место занимайте.
Отправляемся путешествие по Кузбассу на поезде. Дети называют вежливые слова и получают билет. Воспитатель: Путешествие начинается, садимся поудобнее, поехали.
Воспитатель: Посмотрите в окно поезда, что мы там видим?
Ответы детей : Деревья, птицы, кустарники, ягоды, грибы, лес, животные.
Воспитатель: Первая станция «Живой мир».
Презентация.
Наш край богат растительным и животным миром. Это значит, что у нас в лесах много разных деревьев, кустарников, ягод, грибов. Наш край славится тайгой. В лесу много зверей. А какие животные, птицы обитают в наших лесах? (Слайд 1). А есть животные, птицы которые занесены в красную книгу, их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей). (Слайд 2) Пеганка.
Крупная утка на высоких ногах. Окраска пестрая и яркая. Верхнюю часть груди и пояс охватывает пояс рыжего цвета. На плечах перья черные. Остальная окраска белая. Гнезда обычно устраивает в обрывах или занимает старые норы лисиц и барсуков. Эту птицу охотники часто отстреливают для мяса и поэтому ее стало мало и так она может скоро совсем исчезнуть. (Слайд 3)
А вот еще одна птица посмотрите Филин. (Слайд 4)
Очень крупная сова темно-желтой окраски. Очень большой размах крыльев. На голове хорошо развиты пучки перьев - «ушки». На теле темные мелкие полосы. Полет медленный и волнистый. Летает обычно невысоко над землей в основном ночью. Гнезда устраивает среди камней. Питается млекопитающими мышами, зайцами и некоторыми птицами. Охотиться ночью. То же на грани исчезновения.
Кабарга сибирская имеет большое сходство с оленем. Одно из отличий признаков это очень длинные ноги, с помощью которых она поднимается на стволы деревьев. Самцы обладают длинными клыками, достигающими
7см. Живет кабарга в горной тайге, способна лазать и прыгать по скалам.
Норка Этот хищный зверек небольшого размера. (Слайд 5)
Норка
очень проворна и в воде, и на суше. Это чрезвычайно подвижный зверек, ее редко удается видеть отдыхающей или хотя бы медлительной, вся она – в
энергичном движении, в постоянном поиске. Она хорошо видит и
слышит, у нее тонкое обоняние. (Слайд 6)
И вот задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Вот так выглядит Красная Книга нашего края. (Слайд 7)
Д/и «Засели лес животными и птицами».
А сейчас поезд отправляется дальше в путь.
Звучит гимн Кемеровской области, по окончании гимна воспитатель
спрашивает:
Воспитатель: Дети, что за песня провожала нас в путь.
Ответы детей : Гимн Кузбасса (ответы дактилем)
Воспитатель: Вот мы и прибыли на станцию «Символика»
Воспитатель: А какие символы Кемеровской области вы знаете?
Ответы детей : флаг, герб (читаем таблички)
Презентация:
Сегодня я хочу вам рассказать о гербе Кемеровской области. Он
символизирует единый Кузбасс. (слайд 8). Его вы можете увидеть в центре,
он возвышается над всеми флагами. (Помещаю на доску герб Кемеровской
области). Он представляет собой французский щит, обрамлённый дубовыми
ветвями, скреплёнными орденской лентой и увенчанный короной в виде
стилизованной чаши.
Щит окаймлён узкими полосами чёрного и золотого цветов. Нижняя часть
щита – зелёного цвета.
Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства.
Зелёный цвет – это так же традиционный цвет молодости и надежды.
В центре щита треугольник чёрного цвета, усечённый с боков и окаймлённый
узкой полоской, золотистого цвета – символизирующий угольную
промышленность.
В центре расположены кузнечный молот и кирка, обозначающие
индустриальную принадлежность Кемеровской области. Три пшеничных
колоса символизируют также важность для Кемеровской области сельского
хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют
раскалённый металл.
Герб обрамлён дубовым венком.
Нижняя часть венка переплетена орденской лентой. В центральной части
орденской ленты обозначена дата 1943 Это означает, что Кемеровская
область образовалась именно в этом году.
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в
виде стилизованной полой чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
Я познакомила вас с гербом Кемеровской области. Ответьте, пожалуйста, что
обозначает чёрный треугольник в центре щита?
Д/И «Что напутал художник»
Физминутка. Дружненько мы все встаем, В удивительный поход идем. Не забудем взять с собой Рюкзачок наш расписной. Мы поедем на машине, Поплывем на катерке. Мы поднимемся к вершинам Наших гор в густой тайге. Горным воздухом подышим, Плечи разом распрямим, И по пройденному маршруту Мы домой все прибежим.
Наш поезд отправляется, просьба занять свои места.
Воспитатель: Ребята, что видите за окном.
Ответы детей : Человек в каске (дактилем)
Воспитатель: Станция «Шахтёрская»
Презентация:
Наш край поистине богатый край. Ведь недаром кузнецкую землю облюбовали первые поселенцы. Наша земля дарит нам и железо, и золото. Но самое настоящее богатство нашего края – это неисчерпаемые залежи каменного угля.
Сегодня мы с вами поговорим о почетной профессии Кузбасса
Он обойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землей.
Отвечайте, кто такой?
Ответы детей : Шахтер.
Воспитатель: Скажите, что делают шахтеры?
Ответы детей : Шахтеры добывают каменный уголь. (дактилем)
Воспитатель: Откуда шахтеры добывают уголь?
Ответы детей : Шахтеры добывают уголь из шахты. (дактиль)
Дети работают с фотографиями.
Воспитатель: Скажите, как одним словом назвать людей этих профессий? Ответы детей : Шахтеры.
Воспитатель: Труд шахтера тяжелый и опасный. (Слайд 9)
Воспитатель: Почему труд шахтера называют тяжелым?
Ответы детей : Он спускается под землю, там мало кислорода, темно и только горят тусклые лампы. (дактиль)
Воспитатель: От куда шахтеры получают дополнительное освещение?
Ответы детей : У них на касках лампы, которые работают от аккумулятора.
Воспитатель: Дети, как вы думаете зачем нам нужен уголь?
Ответы детей : Уголь нам дает тепло, уголь применяют при изготовлении шин, косметики, пластмассовых игрушек, фильтре для воды, медицине – угольные таблетки, витамины.
(Дети рассматривают макет «Уголь и его применение).
Воспитатель: Уголь используется для плавки металлов, значит для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь применяют при изготовлении духов, сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля прочные нити, и удобрения, и разноцветные краски, самое лучшее стекло.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руке?
Ответы детей : Уголь. (чтение табличек)
Воспитатель: Хотите поближе познакомиться со свойствами этого угля?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в лабораторию.
(Дети проходят за столы где расположены предметы для исследования и кусочки угля, они берут в руки уголь и рассматривают его).
Воспитатель: Какого цвета уголь?
Ответы детей : Черный, блестящий. (чтение табличек)
Воспитатель: Как вы думаете, почему уголь называют каменным?
Ответы детей : Уголь твердый как камень. (дактилем)
Воспитатель: Как вы определили, что каменный уголь твердый?
Ответы детей : Пробовали надавить на него, сжать в кулаке.
Воспитатель: Каменный уголь прочный. Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Уголь рассыпался на мелкие кусочки). Какой вывод можно сделать?
Ответы детей : Уголь становится хрупким, если по нем с силой ударить. (дактилем)
Воспитатель: Что будет если провести углем по листу бумаги?
Ответы детей : На листе остаются черные линии, значит им можно рисовать.
(дактилем)
Воспитатель: Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Как вы думаете, что произойдет если мы опустим каменный уголь в воду?
Ответы детей : растворится, исчезнет. (дактилем)
Воспитатель: Давайте опустим его в стакан с водой, уголь утонул. Почему?
Ответы детей : Он тяжелый.
Воспитатель: Как вы думаете он растворяется или нет? Как это можно проверить? Меняет ли цвет вода?
Ответы детей : Помешать воду ложечкой. Нет.
Воспитатель: Дети, что мы можем рассказать о каменном угле? Какими свойствами он обладает?
Ответы детей : Уголь блестящий, черный, он твердый, но при ударе рассыпается на мелкие кусочки. Уголь пачкается, им можно рисовать, он слоистый. Уголь тяжелый, не растворяется в воде и в других жидкостях.
Воспитатель: А уголь ещё может и гореть.
Эксперимент. (поджигаем уголь)
Воспитатель: Что вы чувствуете? Ответы детей : идёт тепло (дактилем)
Дидактическая игра «Кто кем работает?» (картинки о труде людей разных профессий.)
Поезд отправляется, просьба занять свои места.
Вот наше путешествие подошло к концу. Поезд прибыл на станцию группа «Утята». Ребята посмотрите, что это? Открываем коробку, там книга о Кузбассе. Чтобы мы лучше знали свою малую Родину Печкин подарил нам эту книгу.
Итог: Не забывайте наш край Кузбасс, очень щедр и богат. Горы, леса и поля. Дом наш, родимый, ребята, беречь будем птиц, насекомых, зверей.
Ребята, давайте мы с вами нарисуем природу Кузбасса, и всё, что вам запомнилось о нашем путешествии, оставим в своих рисунках. И сделаем выставку рисунков для родителей.
Вернисаж «Наш край Кузбасс».