Лучший педагог года

Курсовая работа «Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании». Часть 2

Наталья Денисова
Курсовая работа «Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании». Часть 2

Глава 2. Методологические основы применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании

2.1. Рекомендации по организации проведения рисуночных тестов

В ходе осуществления графического тестирования огромное внимание уделяется его организационным аспектам. Каждый тест производится на индивидуальном листе беслинийной бумаги. Один из случаев, когда требуется использование листа формата А4 (21 х 30 см, - это тест «рисунок человека». В этом случае лист располагается вертикально перед обследуемым. Однако для остальных тестов лист размещается горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый решает повернуть его, ему в этом не препятствуют.

Публикация «Курсовая работа „Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании“, Часть 2» размещена в разделах

Все проверки, кроме проверки "красивый рисунок", осуществляются с использованием обычного карандаша. Карандаш не должен быть слишком жестким, предпочтительно мягкий или средней жесткости (твердости) - мягкий (М) или 2М. Использование карандаша с более высокой жесткостью не позволяет точно оценить силу нажима, поскольку он все равно оставляет тонкую линию, даже при сильном нажатии. С другой стороны, применение карандаша с более низкой жесткостью приводит к его быстрому затуплению и сильному размазыванию, что оставляет неприятные загрязнения на рисунке.

Я рекомендую использовать карандаш с резинкой, поскольку это удобно. Однако, если у вас есть карандаш без резинки, необходимо обеспечить отдельное предложение резинкой, но не стоит специально обращать внимание на это при обследовании. Некоторые авторы не советуют давать испытуемому стирательную резинку, чтобы сохранить все пробные действия во время рисования. Однако наши наблюдения показывают, что у многих испытуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а в некоторых случаях они даже отказываются от рисования. Практичным решением является использование жесткой резинки, при котором стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает испытуемого.

Перед началом каждого теста обязательно воспроизводите инструкцию дословно, без каких-либо изменений или добавлений. По завершении процесса рисования, все выражают признание и восторг, независимо от того, какой результат был достигнут. После этого полезно обсудить получившийся рисунок с участниками. При описании методик мы выделили несколько важных вопросов, которые рекомендуется обсудить. Разработанные методики учитывают эти аспекты и предлагают решения на основе ответов на эти вопросы. В отличие от первоначальной инструкции, следующая дискуссия не требует формализации. Мы будем проводить ее в неформальной атмосфере, с возможностью изменить предлагаемые вопросы и добавить новые.

В процессе составления протокола фиксируется каждый этап рисования. Также на каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола указываются имя и фамилия обследуемого (или его шифр) и дата проведения обследования. На первом листе протокола предоставляются данные о возрасте, составе семьи, причинах обращения и анамнестических факторах.

В протоколе отмечают:

темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

последовательность, в которой делались разные части изображения;

вопросы и высказывания обследуемого;

краткое содержание последующей беседы.

Данные рекомендации рассматриваются как общие, подходящие в определенных критериев для конкретной методики рисуночных тестов.

Таким образом, ключевыми рекомендациями по организации проведения рисуночных тестов является обеспечение испытуемого непосредственно листком для рисования, карандашом, ластиком. Также возможно использование нескольких цветов для рисования.

2.2. Интерпретация рисуночных тестов

Важным моментом в определении результата рисуночного теста является анализ его деталей, которые выражены в силе нажима ручки или карандаша при рисовании, размере рисунка, расположении рисунка на листе бумаги, упорядоченности рисунков или объектов на нем, стирании нарисованного, изображении или пропуске деталей рисунка и др.

Порядочек линий (давление). Аккуратный и умеренный поджим свидетельствует о гибкой и приспособляемой индивидуальности, уравновешенности, самоконтроле и предрасположенности обдумывать свои поступки. Мощное давление, оставляющее следы на оборотной стороне бумаги, служит явным свидетельством о наличии значительного напряжения и высокого энергетического уровня, проявляющихся в напористости, решимости и стремлении к преодолению сопротивления.

Размер рисунка следует рассматривать с учетом размера листа бумаги. Если изобразительное полотно занимает практически всю поверхность листа, это может отражать агрессивность, экспансивность и стремление к самораспространению. Такие работы раскрывают грандиозные тенденции и выражают потенциал, выплескивающийся наружу.

Нежные и тонкие иллюстрации искусно передают ощущение собственной неполноценности, трусливости, беззащитности и неудачности.

Расположение рисунка на листе является ключевым фактором, говорящим о состоянии личности. Когда рисунок занимает центральное положение на вертикально расположенном листе, это указывает на нормальность и комфортность личности. Тем более, если на листе обнаруживается несколько дополнительных фигур, которые органично сочетаются между собой, обеспечивая гармоничный баланс и пропорции.

Люди, обладающие хорошей психологической организацией, преуспевают в создании упорядоченных и целостных рисунков. В их работах каждая отдельная деталь пропорциональна и взаимосвязана с другими элементами, образуя единую гармоничную картину. Часто люди в депрессивном состоянии или с низким уровнем интеллекта создают несвязанные или слабо связанные между собой фигуры. Люди, страдающие от серьезных психических расстройств, вроде шизофрении, могут на своих рисунках изобразить объекты в хаотичном "базарном" стиле, где фигуры будут расположены необычным, нестандартным и непривычным образом.

Удаление изображений. Удаление в иллюстрациях сопутствует сомнениям, колебаниям и тревоге.

Отражение и пропуск деталей в изображении вносят некую загадочность в рисунок. Когда множество искажений и хаотическое нагромождение деталей присутствуют на рисунке, это свидетельствует о нарушенном восприятии реальности, что может указывать на наличие психических расстройств.

Теневые штрихи, причудливо прорисованные на бумаге, несут в себе нечто большее, нежели просто игру света и тени. Вложенные в рисунки тени могут служить выразителем волнений и тревоги, отражая ее в зловещих силуэтах и невидимых уголках.

В рисунках часто можно заметить прорисовку линии основания, которая особенно характерна для людей, испытывающих нестабильность и стремящихся обрести чувство безопасности путем создания прочного фундамента. Толщина и насыщенность прорисовки линии основания неизменно отражают увеличивающуюся тяжесть этих расстройств.

Цвета в иллюстрациях играют важную роль, создавая атмосферу и передавая эмоции. В мире изобразительного искусства существуют основные цвета: красный, синий и желтый. Они являются основой для создания всех остальных оттенков. Красный – это цвет страсти и энергии, он привлекает внимание и вызывает сильные эмоции. Синий – цвет спокойствия и гармонии, он помогает расслабиться и сосредоточиться. Желтый – цвет солнца и радости, он наполняет пространство яркостью и оптимизмом.

Кроме основных цветов, существуют также дополнительные оттенки. Зеленый – это цвет природы и жизни, он символизирует обновление и рост. Оранжевый – цвет энергии и творчества, он напоминает о тепле и яркости летнего солнца. Фиолетовый – цвет мистики и роскоши, он придает изображению загадочности и интриги.

Все эти цвета вместе добавляют глубину и насыщенность рисункам, позволяя зрителю погрузиться в их уникальный мир и ощутить всю магию искусства.

Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.

Черный оттенок представляет собой эмблему тревожного состояния, подавленности и инертности, побуждает ощущение неполноценности, самоуничижения, а также символизирует скрытность. Когда черный используется для создания образа тени, это может быть пределом глубоких раздумий или страхов.

Таким образом, удалось определить, что для испытуемого такие незначительные детали, как нажим карандаша, выбор цвета, стирание объектов и т. п., являются важным аспектом в анализе и интерпретации рисунка психологом или педагогом. Все это помогает специалисту определить, какие внутренние проблемы присутствуют у испытуемого, и на основании этого определить методы коррекции и терапии.

Глава 3. Практическое применение рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании

3.1. Организация рисуночного теста на тему семьи с детьми дошкольного возраста

Использование рисуночного теста распространенно во многих сферах исследования, например, выявления уровня интеллекта или агрессии. Также рисуночные тесты могут продемонстрировать состояние отношений испытуемого и окружающих. Так распространенным рисуночным тестом является тест «Нарисуй свою семью». Целесообразным является использование данного теста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В данном исследовании будет рассмотрены результаты рисуночного теста «Нарисуй свою семью» детей старшего дошкольного возраста.

Для начала необходимо привести инструкцию рассматриваемого рисуночного теста.

Цель данного рисуночного теста заключается в выявлении особенностей семейных отношений. Преимуществами данного рисуночного теста является:

простота использования;

возможности проследить существующие внутрисемейные границы, наличие иерархии;

определить эмоциональный фон в семье с точки зрения ребенка.

Организация выполнения теста «Нарисуй свою семью» включает в себя то, что испытуемому предлагает нарисовать собственную семью при помощи карандаша на бумаге без клеточек. Если испытуемый станет задавать вопросы о том, что же именно ему нужно нарисовать, то консультант должен ответить «рисуй, что как хочешь», «неважно, что как ты нарисуешь» и т. п. Таким образом, консультант должен мотивировать испытуемого к рисованию. Также в данной методике важным является неиспользованием ластика. После рисования, консультант может попросить испытуемого назвать членов семьи, которых он изобразил.

В данной методике важным является обратить внимание на детали рисунка:

1. Использование плоскости бумаги. Плоскость бумаги отражает семейное пространство взгляда художника. Положение автора на плоскости бумаги символизирует его роль и место внутри своей семьи.

2. Если в изображении отсутствует какой-либо представитель семьи, вероятно, у автора отсутствует эмоциональная привязанность к этому персонажу. Данное лицо, по сути, не находится в его реальности. Такое состояние также может указывать на скрытые негативные эмоции, о которых автор даже не задумывался (к примеру, ревность или агрессия).

3. Отсутствие изображения автора в данном искусстве является вопросом самовыражения и взаимопонимания с близкими лицами. Подобное отсутствие может указывать на сложности внутреннего самовыражения в отношении своих близких, а также на ощущение автором непонимания в своей семье. Оно может также передавать позицию автора о том, что ему не важно занимаемое им место внутри семейного пространства, но при этом он не испытывает беспокойства по этому поводу.

4. Размер изображенных персонажей олицетворяет их важность в глазах автора. На рисунке самый большой размер присвоен персонажу, с которым автор имеет более значимые отношения.

5. Присутствие вымышленных персонажей в рисунках или текстах может быть символом нереализованных потребностей. Например, наличие героя-супергероя может указывать на желание автора быть защищенным и мощным, а присутствие изображений домашних животных может говорить о потребности в привязанности и теплоте. В таких случаях важно задать автору вопросы о характере данных вымышленных персонажей и их функциях, чтобы лучше понять и интерпретировать их смысл.

6. Позиция персонажей на листе отражает их власть в семье: чем выше расположен персонаж, тем больше автор придает ему значимости, независимо от размера его изображения.

7. Отдаленность между личностями. Начертание пути, на котором персонажи находятся в отношении друг друга, отражает внутреннее расстояние, которое имеет место между ними. Личности, которые примыкают друг к другу, находятся в глубоком психологическом соприкосновении.

8. Характеристика обвода. Персонаж или предмет, вызывающий неуверенность, отмечается с использованием напряженных штрихов и интенсивного нажима на карандаш. Контур тщательно обводится несколько раз, создавая ощущение тревоги. Персонаж может быть изображен тонкой, дрожащей линией, что дополнительно подчеркивает беспокойство, которое он внушает автору (автор, однако, не решается показать его в полной мере).

9. Искажения в изображении фигур. Искажения по правой стороне, свидетельствующие о проблемах во взаимоотношениях с миром социальных норм, могут затронуть различные сферы жизни, как работу, учебу и карьеру. В случае ребенка, такие искажения могут проявляться в сложностях в общении и нахождении общего языка с людьми, которые символизируют определенные поведенческие нормы и ожидания. С другой стороны, искажения по левой стороне могут указывать на проблемы в сфере эмоциональных, интимных и близких отношений. Они могут затрагивать наши взаимоотношения с партнерами, семьей и друзьями, а также влиять на нашу способность выражать и понимать эмоции.

10. Изображение неодушевленных предметов. Изображение обилия мягкой мебели на фотографии явно демонстрирует важность и значимость данной сферы жизни для автора данного произведения. С реализованным аккуратной и тщательной композицией, эта картинка пропитана эстетикой и стильностью, что указывает на особую привязанность к миру мягкой мебели. В то же время, массированное присутствие закрытых шкафов на детском рисунке, может служить явным свидетельством наличия в семье некоей тайны, которую досовершенствовавший его, маленький автор ощущает, что от нее его отрешают.

11. Увлекательное множество мельчайших деталей на холсте может возвестить о стремлении подчиниться правилам порядка и намекнуть на склонность семейства сохранять эмоции надолго. Предметы, изображаемые на картине между главными героями, будь то автомобиль или другое, могут быть восприняты автором как помехи в их отношениях или как единственно возможный способ остановить время.

12. Символика частей тела. Символика частей тела учитывается, главным образом, при интерпретации рисунков детей. Отдельным частям тела приписываются следующие значения:

Голова-очень важная часть тела для ребенка, самой большой голове приписывается самый большой ум.

Глаза-с точки зрения ребенка, даны человеку для слез, выражения печали и просьбы в эмоциональной поддержке. Большие расширенные глаза означают тревогу, сигнал о помощи.   Глаза щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, персонаж с такими глазами не умеет просить помощи.

Уши — это орган восприятия критики. Большие уши отражают, что персонаж больше, чем все остальные, должен слушать окружающих или слушает. Маленькие уши или их отсутствие на рисунке говорят о том, что персонаж игнорирует критику, не учитывает мнение окружающих или автору хотелось бы, чтобы так было.

Рот предназначен для выражения вербальной агрессии, это «орган нападения». Большой, заштрихованный рот означает угрозу для автора рисунка, связанную со страхом осуждения, страх словесного воздействия. Отсутствие рта, точка вместо рта означает, что персонаж, с точки зрения автора, не может влиять словесно на других людей.

Шея символизирует соединение рационального и эмоционального компонентов личности. Наличие шеи означает способность управлять своими чувствами. Тонкая и длинная шея — конфликт между чувствами и разумом, который решается за счет отстранения от эмоционального мира, «я стараюсь не замечать своих эмоций». Короткая и толстая шея символизирует отсутствие подобных противоречий.

Функция рук состоит в том, чтобы прицепиться к матери, установить с ней кон- такт. Для взрослых персонажей рисунка руки олицетворяют способ взаимодействия с миром. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем более длинными и большими нарисованы его руки.

Ноги обозначают опору персонажа в реальности, насколько он «крепко стоит на ногах». Если провести линию, соединяющую ноги крайних персонажей, то самостоятельная опора в реальности будет только у тех, кто стоит на линии.

Таким образом, рассмотренная методика может помочь в исследовании детско-родительских отношений, определить место ребенка в семье, которое он сам себе отводит, а также определить эмоциональный фон в семье.

3.2. Результаты исследования

Проанализировав теоретические аспекты использования рисуночных тестов, был проведен рисуночный тест «Нарисуй свою семью» с детьми старшего дошкольного возраста. Так в исследовании приняли участие 2 детей старшего дошкольного возраста.

Приведем результаты в виде рисунков, а также их интерпретацию.

Первым испытуемым был Максим М., 6 лет. Результат его изображения семьи приведено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты изображения семьи (Максим М., 6 лет)

Ребенок изобразил членов семьи разрозненно, что говорит о нехватке чувства взаимопонимания у ребенка между членами семьи. Также этот фактор приводит к мысли о нехватке семейного тепла и заботы.

Указанное выше подтверждается и тем, что ребенок не изобразил такую деталь у членов своей семьи как уши. Таким образом, можно сказать, что каждый живет своей жизнью и слушает только себя, игнорирует мнение других членов семьи. Уши являются «органами» восприятия, в том числе и критики в свой адрес.

Однако стоит отметить, что отец семейства изображен с большой головой, у него есть очки. Отец для ребенка самый главный. Это подтверждается тем, что отец семьи изображен крупнее всех остальных. Голова, как важная часть всего тела, показывает отношение ребенка к отцу – он считает его самым умным в семье.

Сам себя ребенок нарисовал ближе к матери, но выше нее ростом. Такой элемент в рисунке демонстрирует, что, возможно, в отношениях между ребенком и матерью существует конфронтация. Так ребенок ориентирует больше внимания на себе. Также стоит отметить, что на рисунке ребенок нарисовал себя с большой кистью руки, что говорит о нехватке в общении.

Младший брат изображен последним на общем фоне рисунка семьи. Он находится на большом расстоянии от мальчика. Здесь возможно то, что появление нового члена семьи изменило внутреннее состояние ребенка. Часто можно встретить такую тенденцию, когда старший ребенок начинает чувствовать, что ему уделяют меньше внимания, чем раньше, он начинает пугаться, переживать и тревожиться. Ребенок начинает ревновать родителей к младшему братику.

Кроме того, на рисунке присутствуют облака – символ неблагополучия в семье, а также тревоги ребенка.

Таким образом, из приведенного анализа рисунка семьи можно сказать, что в рассматриваемой семье есть некоторые проблемы в общении, ребенок получает мало внимания со стороны родителей, он ревнует их к младшему брату. Отец для ребенка является самым главным в семье, он считает его умным, на кого можно положиться и доверится, чего не сказать об отношении с матерью.

Вторым испытуемым стала Вероника К., (6 лет). Результат его изображения семьи приведено на рисунке 2.

Рисунок 2– Результаты изображения семьи (Вероника К., 6 лет)

Девочка не указала на нем одного из членов семьи, а именно отца. Девочка пояснила это тем, что ей не хотелось рисовать отца. Это может говорить об отсутствии эмоционального контакта девочка с отцом, ее негативных чувств по отношению к отцу.

Самым большим персонажем на рисунке изображена мама девочки, что говорит о ее значимости для ребенка. Однако девочка изображает маму далеко от себя. Также мама смотрит не в сторону девочки. Это может говорить о том, что, несмотря на значимость матери для ребенка, она не уделяет того внимания и заботы для Вероники, которых она от нее ожидает. Также девочка не изобразила такую часть тела у матери как уши, что указывает на то, что девочка предполагает, что мать не слушает ее, не воспринимает всерьёз.

Из рисунка Вероники К. можно заметить, что мать изображена как отдельный человек, а вот изображение самой девочки и сестры можно интерпретировать противоположно. Для девочки, видимо, сестра является близким другом, взгляд на рисунках встречается, а также именно сестру девочка «прорисовала», добавив детали к ее одежде и прическе, что говорит о ценности этого человека в жизни ребенка. Важным является элемент соединения рук Вероники и ее сестры. Это может быть интерпретировано тем, что сестра всегда поддерживает девочку в сложных ситуациях.

Сама Вероника изобразила себя на рисунке в последнюю очередь, ее фигура на рисунке является самой маленькой. Это может говорить о том, что Вероника чувствует себя менее важным членом семьи.

Таким образом, проведенное исследование на основании рисуночных тестов смогло показать, какие отношения в семье присутствуют у исследуемых дошкольников. Беседа также выявляет схожесть реальности и интерпретации рисунков детей.

Заключение

В результате проведенного исследования можно определить следующие основные выводы.

Рисуночные тесты уже давно существуют в практике психологов и педагогов в различных странах. Их использование и в настоящее время является актуальным и распространенным. Суть рисуночного тестирования заключается в том, чтобы через рисунок, который оставляет испытуемый, определить скрытые психологические или психические проблемы. Рисуя, человек даже не осознает, что тот выплеск мыслей и эмоций, который по итогу оказывается на бумаге, может многое рассказать о его сознании, выявить некоторые проблемы, что сможет в дальнейшем определить методы коррекции и терапии.

Рисуночные тесты выполняют две ключевые функции – терапевтическую и диагностическую. Непосредственно для психолого-педагогических исследований рисуночный тест представляет собой интерес с точки зрения его диагностической функции.

Ключевым условием для проведения рисуночного тестирования является непосредственно наличие листка, карандаша и ластика. В некоторых случаях психологи утверждают, что лучше проводить тест без ластика, поскольку в этом случае можно будет проследить те ошибки, которые были допущены испытуемым, и подвергнуть их дополнительному анализу.

Общая интерпретация рисуночных тестов означает акцентирование и «чтение» деталей рисунка. Так важным является нажатие на ручку/карандаш при рисовании, толщина линий, выбор цвета, штриховки и т. д.

Существует большое количество рисуночных тестов, которые направлены на исследование различных сфер жизни личности. К ним относятся рисуночные тесты на определение интеллектуальных особенностей, тесты на определение уровня агрессии, апатии, депрессии и т. д. Распространенными рисуночными тестами являются те, которые направлены на выявление особенностей отношений человека и окружающих.

В данном исследовании в качестве рисуночного теста была выбрана методика «Нарисуй свою семью». Такая методика также может встречаться под названием «Рисунок семьи». Суть данной методики заключается в определении семейных отношений путем интерпретации рисунка ребенка. Важное место занимает в данной методике анализ деталей рисунка – размер частей тела, отсутствие частей тела, отсутствие члена семьи, выделение деталей, распределение объектов на листе бумаги и т. д.

В ходе исследования было проведена два рисуночных теста по методике «Нарисуй свою семью». В результате было определено, что в данных рисунках детей старшего дошкольного возраста, прослеживаются проблемы внутри семьи, отношений с близкими людьми ребенка.

Таким образом, рисуночные тесты являются распространенным и легким для восприятия и выполнения методикой исследования, которая может быть использована в психологии, педагогики, а также при самостоятельном исследовании родителей их детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании». Часть 2
Опубликовано: 2 июня 2024 в 06:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Курсовая работа «Особенности организации и применения рисуночных тестов в психолого-педагогическом исследовании». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД