Ирина Прядеина
Курсовая работа «Развитие представлений о цвете и форме предметов у детей раннего возраста 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья курсовой работы на тему "Развитие представлений о цвете и форме предметов у детей раннего возраста (2-3 лет) в процессе применения тактильного оборудования"
Прядеина Ирина Николаевна
Студентка 49в группы
специальности 44.02.01 Дошкольное образование,
ГАПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»,
РФ, г. Ирбит
Балакина Мария Сергеевна
научный руководитель, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГАПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»,
РФ, г. Ирбит
Публикация «Курсовая работа „Развитие представлений о цвете и форме предметов у детей раннего возраста 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Введение
«Воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготавливает индивида для жизни в обществе».
(Мария Монтессори – итальянский врач и педагог).
Актуальность исследования заключается в том, что ребенок с рождения сталкивается с многообразием цветов, форм и величин, это могут игрушки или предметы домашнего обихода. Ребенок, воспринимая окружающий мир, получает различные ощущения и впечатления. Ведь чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. А уже дальше эти ощущения и восприятия поддаются развитию и совершенствованию, где на помощь приходит сенсорное развитие.
Цель исследования: разработать содержание деятельности воспитателя по развитию представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года).
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года).
2. Проанализировать нормативно-правовые документы в аспекте сенсорного развития у детей раннего возраста (2-3 года);
3. Изучить возрастные особенности развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года);
4. Рассмотреть методику работы воспитателя по развитию представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года);
5. Подобрать диагностику для определения уровня сформированности развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года);
6. Разработать методическое пособие, направленное на развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года).
Значимость исследования: систематизирована и обобщена литература по проблеме развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года). Представлена методика работы воспитателя по развитию представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года). Разработана тактильная книжка, направленная на развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года).
Основная часть
Работа воспитателя – это непрерывный педагогический процесс, который требует тщательной подготовки, планирования, последовательности, оперативного контроля и анализа результатов. Для облегчения работы педагогов на каждом этапе педагогического процесса разработаны нормативно-правовые документы, представленные в схеме 1, которые необходимо знать, учитывать и применять в своей педагогической деятельности, а также общеобразовательные программы дошкольного образования, представленные в схеме 2.
Нормативно-правовые документы и общеобразовательные программы направлены на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе ознакомления с окружающим миром посредством сенсорного воспитания.
В данной научной работе представлены авторские определения понятий «сенсорное развитие» и «сенсорное воспитание», которые можно рассмотреть в таблице 1.
В сенсорное развитие детей раннего возраста входят знакомство со спектром цветов и с геометрическими формами. Следует помнить, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.
Для определения уровня развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года) нами подобраны следующие диагностики:
1. Название диагностики: «Группировка игрушек»
Автор: Леонид Абрамович Венгер (советский психолог и педагог)
Цель: выявление уровня способности воспринимать геометрические фигуры и находить одинаковые.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20х20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из предметов в мешочке : — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др., — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др., — похожие на круг (монета, медаль, полусфера) и др.
Ход исследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребё нка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника, на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Оценка действий ребё нка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
Низкий уровень: ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (1 балл).
Ниже среднего уровня: ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа (2 балла).
Средний уровень: ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом (3 балла).
Высокий уровень: ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате (4 балла).
2. Название диагностики: «Сгруппируй по цвету»
Автор: Николаева Татьяна Вячеславовна (доктор педагогических наук)
Цель методики: выявление уровня способности воспринимать цвета и находить одинаковые.
Оборудование: комплект цветных кубиков : красный, желтый, синий, зеленый.
Ход исследования: на столе перед ребёнком лежат красные, желтые, зеленые и синие кубики. Педагог говорит ребенку: «Давай найдем все кубики красного цвета», не показывая образец. Если ребенок затрудняется найти кубики, воспитатель может показать один кубик красного цвета и повторить задание : «Давай найдем такие же красные кубики». После того как ребёнок найдет все кубики заданного цвета, задание повторяется с другими цветами.
Оценка действий ребё нка: желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности; способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); результат (точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение).
Низкий уровень: ребёнок не выполняет задание; в условиях обучения действует неадекватно (1 балл).
Ниже среднего уровня: ребёнок выполняет задание после совместных действий с взрослым (2 балла).
Средний уровень: ребёнок выполняет задание после показа взрослого (3 балла).
Высокий уровень: ребёнок выполняет задание самостоятельно после словесного объяснения взрослого (4 балла).
Таким образом, на основании представленных диагностик, нами было спроектировано методическое пособие «Цветные фигуры», направленное на развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года) в процессе применения тактильного оборудования.
Тактильное оборудование – это инновационное пособие, выполненное из различных материалов. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно. Для развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста, мы разработали тактильную книжку «Чудесный зоопарк», а также тактильный куб «Малышарики».
Методическое пособие разработано в соответствии с программой «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой).
Методическим пособием могут пользоваться и педагоги дошкольного образования, и родители, которые интересуются проблемой сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года).
Цель методического пособия: развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года)
Задачи методического пособия:
• Образовательные: различать формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, фиолетовый) предметов.
• Развивающие : застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
• Воспитательные: проявлять доброжелательность в играх с взрослыми.
Тактильное оборудование можно применять на занятиях, в самостоятельной деятельности и индивидуально с ребенком. Методическим пособием могут пользоваться воспитатели и родители, интересующиеся проблемой сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года).
Методическое пособие состоит из трех разделов:
Раздел 1. «Этапы разработки тактильного оборудования»
Цель: ознакомление педагогов и родителей с этапами создания тактильного оборудования, направленного на развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года).
Раздел 2. «Содержание деятельности воспитателя по применению тактильного оборудования»
Цель: описание игр, составляющих тактильное оборудование.
Раздел 3. «Техника безопасности»
Цель: ознакомление педагогов и родителей с правилами использования тактильного оборудования.
Задания тактильного оборудования предлагаются в игровой форме. Игровые задания идут от простого к сложному, развивая, тем самым, логику, память и мышление ребенка. Также задания тактильного оборудования помогают ребенку сделать первые шаги в изучении математики (форма, цвет, можно рассмотреть в схеме 3.
В тактильной книжке и тактильном кубе 16 игр, которые отлично подходят для детей раннего возраста (2-3 года).
Задания данного тактильного оборудования подходят детям с нормой развития, а также проблемным и одаренным детям.
Заключение
Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста 2-3 года, можно сказать, что сенсорное развитие – это метод восприятия и формирования знаний о наиболее важных свойствах предметов : форме; цвете; тактильных свойствах и т. д. В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов.
Изучив нормативно-правовые документы в аспекте сенсорного развития у детей раннего возраста 2-3 года, можно сделать выводы, что без нормативно-правовых документов не может строиться развитие ребенка. Документы направлены на первичные представления элементов математики, возникающие, как в познавательной деятельности, так и в игровой. Поэтому, нормативно-правовые документы необходимы всем педагогам, в том числе и воспитателю, чтобы учитывать все требования и применять их в своей профессиональной деятельности.
Ознакомление детей с формой и цветом предметов происходит при сочетании различных технологий, методов, приемов и средств обучения, что эффективно сказывается сенсорном развитии детей. Одним из средств сенсорного развития является тактильная книжка. С её помощью можно играть и учить ребенка одновременно. Занимаясь с тактильной книжкой, ребёнок изучает цвета и формы предметов. Тактильная книжка позволяет развивать мелкую моторику рук, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение и классификация, у ребенка воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Он использует книжку как средство расширения и закрепления представлений об окружающем мире.
Было подобрано два диагностических инструментария: диагностика, направленная на выявление уровня способности воспринимать геометрические фигуры и находить одинаковые – «Группировка игрушек», автор диагностики – Леонид Абрамович Венгер (советский психолог и педагог); диагностика, направленная на выявление уровня способности воспринимать цвета и находить одинаковые – «Сгруппируй по цвету» автор диагностики – Николаева Татьяна Вячеславовна (доктор педагогических наук).
Данные диагностики позволят определить уровни развития представлений детей раннего возраста (2-3 года) о цвете и форме : высокий, средний, ниже среднего, низкий. Уровни развития определяются подсчетом баллов.
Для удобства фиксации результатов был создан протокол уровня развития представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года, который позволит качественно выявить уровень сенсорного развития у детей, выполняя определенные задания.
Также было разработано методическое пособие, направленное на развитие представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года, которое служит отличным помощником в образовательной деятельности воспитателя по развитию представлений о цвете и форме у детей раннего возраста (2-3 года). Данная методическая разработка составлена в соответствии с программой «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой).
Основная задача методического пособия заключается в закреплении полученных ранее на занятиях знаниях, играя, но при этом выполняя определенный ряд заданий.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи реализованы.