Елена Бездетко
Культурные практики в ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессия библиотекарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого ребенка. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности профессии и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы.
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Библиотекарь. Знакомство с профессией
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Современные дети – это дети информационного века, цифровых технологий, стремительных открытий. Эти дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию нового. Сравнивая дошкольника наших дней со сверстником прошлого десятилетия, становятся очевидным различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И педагогически не целесообразно в воспитании и обучении современного ребёнка применять только лишь традиционные подходы и методы. Требуются новые подходы в воспитании и образовании.
Культурные практики и развитие ребенка Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности.
Что такое «культурные практики»? Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к выбору профессии.
Что же можно считать культурной практикой? К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); коммуникативный тренинг («развитие речи», простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое. В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике
Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики? Совместная игра в профессии воспитателя и детей. Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта в культурных профессиях. Творческая мастерская. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия). Детский досуг. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, направленная на приобщение детей к выбору культурной профессии.
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в этих видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем. На основании ФГОС ДО одной из главных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Проблема воспитания детей дошкольного возраста – это поверхностные знания детей о профессии библиотекарь, недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, замена книги на мультфильмы и компьютер. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам и вам родители необходимо помочь ребенку понять профессию «библиотекарь»,полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка, становится взаимодействие детского сада с родителями. Использование инноваций в культурной сфере в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, помогающих детям понять профессию «библиотекарь»,полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи: - развивать индивидуальность, инициативность детей, их самостоятельность, способность к творческому самовыражению; - повысить любознательность и интерес к профессии «библиотекарь»; - стимулировать различные виды активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); - повысить интеллектуальный уровень детей; - развить креативность и нестандартность мышления.
В результате сотрудничества воспитателя с родителями у детей пробуждается интерес к книге, познанию нового, интересного. Они стали проявлять устойчивый интерес к художественному слову (загадки, пословицы и поговорки, устному народному творчеству. Ребята чаще берут и рассматривают книги - иллюстрации к сказкам, рассказам. Используют активный словарь по теме; самостоятельно организовывают сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; начинают владеть техническими навыками и проявлять творческий подход в изготовлении самодельных книжек. Знакомясь с профессией «библиотекарь», узнают, что должен знать и уметь библиотекарь, какую работу он проводит на рабочем месте. Родители могут проявить интерес у ребенка в посещении библиотеки,что станет для детей источником новых знаний, вызовёт положительные эмоции и превратится в запоминающее событие.
В библиотеке ребятам могут рассказать о книгах и правилах бережного обращения с ними. Что бы заинтересовать в выборе такой профессии, в группе совместно с родителями необходимо придумать и смастерить карточки «Запрещающие и разрешающие» условные обозначения при работе с книгой, и пользовать их при необходимости, также они могут способствать развитию речи при составлении рассказа о книгах. Что бы объяснить ребятам более доступно работу библиотекаря,в группе организовывают свою витрину для книг, где выставляют актуальные произведения и иллюстрации ребят к сказкам и рассказам, и даже мастерят свои первые «книжки-малышки». Благодаря совместным действиям родителей и педагогов ребята с удовольствием играют в профессию «библиотекарь», подражают манере поведения библиотекаря, передают и используют в игре полученные впечатления, что способствует правильному выбору профессии. Обыгрываютя различные сюжеты: «Поиск необходимых книг в архиве», «Оформление стенда-Наши любимые книги», «В читальный зал пришли шумные посетители» и т. д. Правила бережного обращения с книгами можно закреплять, используя интерактивную доску (при оснащении группы) и Лэпбук «Библиотека». В центре книг дети самостоятельно отбирают книги, нуждающиеся в ремонте, определяют, какие правила работы с книгой были нарушены и применяют соответствующие трудовые навыки. Так осуществляется взаимодействие со сверстниками в процессе трудовой деятельности.
Н. Б. Крылова – кандидат философских наук:
«Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.»