Валентина Глушко
О традициях и культуре воспитания на примерах воспитания детей в дворянской семье Пушкиных
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка и становления его характера. Способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями.
Задачи:
-систематизировать имеющиеся знания родителей и детей о традициях воспитания в дворянских и купеческих семьях, на примере семьи А. С Пушкина;
-стимулировать интерес детей и взрослых к своей родословной;
Публикация «О традициях и культуре воспитания на примерах воспитания детей в дворянской семье Пушкиных» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
-оказать положительное влияние на формирование в обществе уважительного отношения к институту семьи, семейным ценностям;
-развивать интерес к творчеству А. С Пушкина;
-развивать коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость;
Материалы и оборудование: призентации «Пушкин», «Традиции воспитания»; одноразовые картонные тарелочки, краски, гуашь, емкости для воды; атрибуты для обыгрывания эпизодов из сказок А. С. Пушкаки.
Предварительная работа:
организация выставок, конкурсов, экскурсий, встреч с «интересными» людьми, посещение выставок и музеев; семейные чтения произведений А. С. Пушкина.
Используемые технологии:
Технологии эстетической направленности – организация выставок, конкурсов, экскурсий, встреч с «интересными» людьми, посещение выставок и музеев.
Технологии эстетической направленности – организация выставок, конкурсов, экскурсий, встреч с «интересными» людьми, посещение выставок и музеев.
Коммуникативная (дискуссионная) технология- дискуссии с различными точками зрения по рассматриваемым вопросам, сопоставление их, поиск за счет обсуждения истинной точки зрения.
Информационно-компьютерная технология- использование мультимедийной презентации (проектор, проекционный экран, компьютер).
Сценарий встречи
Воспитатель: Сегодня мы хотим вам предложить программу вечера, созданную по традициям русского дворянства. Давайте вспомним наши славные страницы истории.
Слайды: «семейная фотография дворянской семьи», «детский сад 19 века».
Воспитание у дворян — это, скорее всего образ жизни, стиль поведения, определенные традиции, которые практически переходили по “наследству” от родителей маленьким детям. Маленький дворянин уже с самого рождения постигал азы дворянского воспитания.
Во-первых, у дворян существовал принцип, согласно которому не родители должны были стараться для детей, а дети для родителей. То есть детей никогда не баловали, не потакали им, не захваливали, а за любые проступки — строго наказывали.
Во-вторых, для воспитания маленьких дворян нанимались специально приглашенные люди. С момента рождения воспитанием и уходом за ребенком занималась няня, в школьном возрасте бразды воспитания передавались гувернанткам и гувернерам. Причем у мальчиков гувернеры появлялись уже в 5-6-летнем возрасте, а у девочек няни сменялись гувернантками немного в позднем возрасте. Нянями были в основном крестьянки.
Чаще всего няни-кормилицы были самыми близкими людьми для своих воспитанников, которые на протяжении всей жизни не просто уважали своих нянь, но и боготворили их. Самая знаменитая няня, наверное, Арина Родионовна — няня А. С. Пушкина. Всем известно, сколько своих легендарных произведений Пушкин посвятил ей. Очень любил свою няню и Петр первый. Дело в том, что только при нянях ребенок чувствовал себя умиротворенно и спокойно, и это неудивительно — няня могла многое позволить своему воспитаннику в отличие от родителей.
Гувернеров и гувернанток приглашали чаще всего иностранного происхождения. Большой популярностью пользовались французы, англичане, реже швейцарцы или русские. Гувернеры очень часто в своем воспитании применяли наказания, к примеру, битье розгами или указкой за неправильно сделанное задание или сказанное слово было вполне нормальным и привычным действием для воспитателей. Хотя многие дворянские дети учились дома, день и ночь были строго расписаны, с неизменно ранним подъемом, уроками и разнообразными занятиями. Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи, всегда в определенные часы. Дети и подростки никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно, не смея громко разговаривать и отказываться от какого-нибудь блюда. Это, впрочем, нисколько не мешало процветанию шалостей, вроде тайной перестрелки хлебными шариками, толчков ногами под столом.
Слайды «завтрак на даче», «за самоваром».
Чтобы держаться свободно, уверенно, достойно необходимо было уметь владеть своим телом, в этом отношении особое значение имели уроки танцев. Обучение танцам начиналось с 5-6 лет. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения. С 12-13 лет, если небольшой бал устраивался в родительском доме, дети танцевали вместе со взрослыми.
Слайды «на балу»
Музыкальные и литературные вечера, домашние спектакли и праздники, а также охота, купание, рыбная ловля, катание на лодках, прогулки в парках и садах, детские игры на свежем воздухе в той или иной степени составляли основную часть повседневной жизни дворянства.
Слайды «на охоте», «Семья императора Александра III и придворная свита после охоты 1886.», «Верховая езда».
У богатой дворянской семьи был свой символ, переходящий по наследству – герб семьи. В упрощенном виде, в виде вензеля, он изображался на столовых приборах, посуде, каретах, домах. Вензель представлял собой начальные буквы фамилии и имени родоначальника семьи.
Слайды «Вензели дворянских семей».
Конкурс «Вензель своей семьи».
Раздаются одноразовые картонные тарелочки, карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, цветная бумага, резинки стирательные, вода в стакане, кисточки.
Родителям, совместно с детьми, предлагается представить и изобразить на тарелочке вензель своей семьи.
В дворянских семьях, как правило, было много детей. Однако, мама имела несколько другие функции, чем сейчас. У нее всегда были помощницы: кормилицы, няни, гувернантки, кухарки.
Для дворян гнев родителей за плохое поведение был самым страшным наказанием и карой. Поэтому нравственное наказание было куда страшнее физического.
Слайд «мама в окружении детей».
Дети очень любили своих мам, несмотря на то, что мамы не делали для своих детей так много, как сейчас. Ваши дети тоже очень вас любят. Они приготовили для вас песню.
Песня «Мама-первое слово»
Стихотворения
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
Л. Давыдова
Мамочка – мамуля!
Мамочка – мамуля!
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что-то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
Марина Дружинина
Моя мама
Только просыпаюсь, улыбаюсь я,
Солнышко целует ласково меня.
Я смотрю на солнце — маму вижу я,
Солнце — это мама милая моя!
Наступает вечер, скоро спать пойду,
И качает ветер раннюю звезду.
Песенку о звездах снова слышу я:
Напевает мама милая моя!
В. Крючков
С мамой по городу
Когда я по городу
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей
Идти и бояться,
Что может она
Потеряться?
Светлана Пшеничных
Воспитатель: одним из ярких представителей дворянства является А. С. Пушкин.
Давайте познакомимся с семьей А. С. Пушкина.
Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве.
Отец, Сергей Львович, принадлежал к небогатому, но старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала – знаменитого «арапа Петра Великого», который был не только любимцем Петра 1, но и боевым офицером, военным инженером государственным деятелем. У А. С. Пушкина были: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Дядя А. С. Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом своего времени. В доме Пушкиных часто устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Пушкин с восторгом принимал участие. К восьми годам он уже начал писать стихи и эпиграммы. Одним из самых близких людей для маленького Саши была его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, которая родилась и выросла в деревне Кобрино. Более 30 лет няня прожила у Пушкиных, вырастив многих их детей. Большая часть сказок, записанных со слов Арину Родионовны, легла в основу произведений поэта.
В 12 лет Сашу Пушкина отдали в Царскосельский лицей. В Лицее Пушкин начал писать стихи.
За эпиграммы, вольные стихи, быстро распространяющиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку.
В 1830 году Пушкин посватался к Н. Г. Гончаровой. Наталья Николаевна была пятым ребенком в семье из семерых детей. 15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. Они прожили 6 лет, у них было 4 детей.
Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Петербурге и жил в съемных квартирах. В квартиру на Набережной реки Мойки (шестую по счету, семья Пушкин переехал всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Именно в этой квартире сейчас располагается Музей-квартира Пушкина. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на мойке.
Презентация «А. С. Пушкин».
Стихотворения А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Презентация «Сказки Пушкина».
Воспитатель: а вы знаете сказки Пушкина? Конкурс «Узнай сказку по отрывку».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане.»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и работнике его Балде.)
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке.)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.
(Сказка о золотом петушке.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане»)
Ветер, ветер! Ты могуч –
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Конкурс для мам «Обыграть эпизод сказки». Выбрать необходимый реквизит и сыграть по ролям на заданный эпизод сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Песня с театрализацией «Сто улыбок наших мам»
Танец «Полонез»
Подарки детей мамам «Бусы» (сделаны руками детей).