Нагаева Наталья
Консультация «Культура речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи!
Думаю что, каждый взрослый время от времени задумывается, что же такое «культура речи», как научить, как помочь своему ребёнку культурно говорить, всегда и везде.
Изучив и проанализировав достаточно большое количество литературы написанной разными авторами в разные годы, можно сделать следующие выводы:
- культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и доходчивое и наиболее уместное.
Шыряев называет три аспекта культуры речи :
- нормативный – это соблюдение языковых норм;
Публикация «Консультация „Культура речи“» размещена в разделах
- коммуникативный – это обще принятые средства общения зависимо от статуса, положения в обществе;
- этический – это речевое поведение, определяемое взаимоотношениями с говорящим, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.
Понятие «культура речи» тесно и неразрывно связано с понятием «техника речи». Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, имеется в виду дыхание, голос, дикция. - Дыхание – от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его изменений; - Голос – участвует в образовании речи; - Дикция – ясная отчётливая речь.
Е. И. Тихеева детально рассмотрела «культуру речи воспитывающих» (педагогов, родителей и. т. д.) и сделала следующие выводы:
1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего учитывать ошибки в своей речи, её погрешности, бороться сними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особое внимание требует к себе этика речи. По форме и тону речь взрослого должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи. При длинных, сложных предложениях детей не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности зависит точность восприятия, отчётливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи ребёнок не способен.
Дорогие взрослые!
Ниже приведены полезные советы, которые помогут Вам в трудной работе становления правильной, культурной речи ребёнка.
- обучайте ребёнка умению устанавливать связи между словами, предметами, мыслями;
- поощряйте желание ребёнка рассказывать, используйте для этого книги, картинки, ситуации;
- в своей речи используйте слова в которых ребёнок затрудняется;
- рассказывайте ребёнку о сходстве и различии между вещами;
- читайте длинные рассказы (старший дошкольный возраст);
- уделяйте внимание речи ребёнка;
- будьте образцом правильной речи, не сюсюкайте с ребёнком;
- произносите слова ясно, правильно, не торопясь, чтобы ребёнок мог слышать и подражать;
- хвалите ребёнка, когда он правильно произносит звуки, особенно те, в произношении которых ребёнок раньше затруднялся.