Елена Дубова
Культура питания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель Дубова Е. Н.
Культура питания подразумевает воспитание.
«Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».
А. С. Макаренко
ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ СТОЛА
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
Публикация «Культура питания в детском саду» размещена в разделах
• К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, салфетницу, блюдца. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
• К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки. Использованная посуда тут же убирается.
• К полднику стол сервируется, как и на завтрак
• Красивая сервировка стола способствует возбуждению аппетита,создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу. Поэтому нужно стремится эстетично оформить стол. Время от времени разнообразность оформления сервировки стола должна меняться, чтобы детям было интересно рассматривать. Для каждого времени года изготавливаются салфетницы.
• Зимой в сервировке стола будут использоваться бело-голубые тона, салфетницу украшаем снежинкой, елочкой.
• Летом и осенью в сервировке стола будут использоваться красные,желтые, оранжевые,зеленые тона, салфетницу украшаем бабочками, цветами ….;
• Осенью салфетницу украшаем осенними листочками, грибами
•
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом
совершенствуются.
Детей раннего возраста (1-2 года) учат:
• мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
• садиться за стол;
• пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
• пользоваться ложкой;
• вытираться салфеткой после еды;
• самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
• после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.
Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
• самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• опрятно есть, держа ложку в правой руке;
• вытираться салфеткой после еды;
• благодарить после еды.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
• самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
• правильно пользоваться столовыми приборами;
• кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
• брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
• правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
• сидеть с прямой спиной;
• аккуратно составлять посуду после еды;
• относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом : не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами
Правила поведения детей за столом
• Не сидеть развалившись.
• Не класть ногу на ногу.
• Не шаркать ногами, не разговаривать.
• Не вертеться, не толкать товарища.
• Есть аккуратно, не проливать на скатерть.
• Кусать хлеб над тарелкой.
• Не откусывать сразу большие куски хлеба. Есть тихо. Не чавкать.
• Правильно держать вилку, ложку и нож.
• После еды положить ложку и вилку в тарелку.
• Выходя из-за стола, убрать стул и поблагодарить.
• После еды полоскать рот
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Познакомить с «Доской дежурств» и научить пользоваться ею. Дежурный помогает младшему воспитателю накрыть стол. Дошкольник расставляет кружки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, салфетки.
Убрать после еды хлебницы, салфетки.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, размещение бумажных салфеток в салфетницах (нарезать,разложить)
Организация дежурства
Общие требования:
• Дежурства носит характер поручений
• Единство требований со стороны обоих воспитателей и помощника воспитателя
• Обязательное выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок)
• Поощрение и благодарность за помощь.
Правила для педагогов и младших воспитателей
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.
• Взрослые (воспитатель, младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть.
• Не следует делать замечания всем детям сразу.
• Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом.
• В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
• Котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока, учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.
• Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах.
• Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!