Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Культура и образование»

Тазаян Арменуи Анна
Консультация для педагогов «Культура и образование»
▼ Скачать + Заказать документы

Человек - существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания благодаря присвоению культуры. П. Ф. Каптерев писал, что воспитательная деятельность есть не только живая деятельность, тесно связанная с направлением общественной жизни, но и деятельность, опирающаяся на науку, проникнутая умственно-культурными элементами, требующая серьезной основательной подготовки.

Публикация «Консультация для педагогов „Культура и образование“» размещена в разделах

Культура (в переводе с латинского - возделывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.

«В общенаучном плане культура - это социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия, сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаков, систем и т. д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности, на преобразование богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека)».

Понятие «культура» трактуется по-разному, но при всех различиях наиболее существенными ее признаками считаются:

· глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого;

Культурология образования рассматривает образование и его развитие с позиций:

· личностного роста (самоопределение, саморазвитие, самореализация) посредством развития структур культурной деятельности, изменения личностного культурного творческого опыта, динамики культуры общения и коммуникации, эволюции круга общения;

· роста уровня культуры (т. е. качества и степени выраженности ценностного содержания) отдельных образовательных процессов, систем, сообществ;

· развития и роста уровня культуры образования как сферы в целом, изменения социокультурного контекста образования (его предметных, информационных и субъектных сред, моделей, форм и механизмов организации).

В каждой цивилизации на определенных этапах ее развития складывается своя культура образования.

Культура образования - организация жизни обучаемого и обучающего (воспитываемого и воспитывающего) в соответствии с установленными целями и уровнем развития, который достигнут человечеством в конкретно-исторический период педагогического взаимодействия в мировой и данной культуре. Будучи носителем культуры своего века, каждый человек представляет культуру вполне определенной социальной группы, определенного слоя членов общества. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, он несет в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет.

В культуре образования нормы и ценности, составляющие содержание культурной традиции и новации, осознаются не как безусловная данность, а как результат продуктивной деятельности педагогического сообщества, обусловленный требованием времени, социально-исторической ситуацией, духовно-нравственными ориентирами и потребностями людей, включенными в общий контекст жизненного уклада народа. Словосочетание «культура образования» означает определенную совокупность знания и определенный род образовательной практики, использующей и пополняющей это знание. Культура образования, таким образом, - это целостная совокупность определенных теоретических положений и способов их практической реализации в образовании; совокупный педагогический опыт и знания о нем, имевшие место в истории образования.

Образование можно определить, как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности, без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Поэтому образование - это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагога.

Такое видение процесса образования ставит ряд проблем :

· владеет ли сам педагог современной культурой;

· находится ли та социальная группа, которую представляет педагог, на уровне культуры;

· как увязать культурные ценности с предметным содержанием;

· какими методами, способами вводить ученика в культуру;

· возможно ли описать содержание современной культуры и т. д.

Все психические функции человека, направляющие и организующие его деятельность, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, имеют свои глубинные корни не внутри отдельного человеческого индивидуума, не внутри его организма и личности, а вне его - в общении индивидов, в их отношении друг к другу, к вещам и идеям, созданным людьми.

Согласно точке зрения Ж. Пиаже, социальная среда приравнивается к факторам, влияющим, наряду с созреванием и индивидуальным опытом, на развитие интеллекта ребенка. Суть этого влияния заключается в том, что стадии развития интеллекта могут ускоряться или замедляться в зависимости от культурного и образовательного окружения ребенка.

Воспитание как социальная акция служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические явления ради возможной совместной жизни. Во всяком случае, никто в мире не знает иной силы, кроме воспитательной, способной хотя бы отчасти создать благоприятные условия человеческого общежития. Для этого воспитание призвано снять отчуждение человека от культуры, сделать культур «своей», помогающей достойно справиться с жизнью.

Воспитание способствует интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими. Недопустимо принуждение воспитанников к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользают от их сознания и чужды их чувствам.

Школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурного наследия. Ее долг обеспечить то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Педагогу бесконечно важно не воспроизводить себя в своих питомцах, а стремиться к тому, чтобы ученики превзошли своего учителя, стали лучше, совершеннее.

Образовательное пространство современной отечественной школы становится более цельным, объединяющим два направления - основное и дополнительное образование. Сближаются также урочная и внеурочная деятельность, процессы обучения, воспитания и развития. Работа в поле культуры позволяет педагогам убрать из педагогического процесса надзирательность и прямолинейное морализирование, преодолеть «предметный эгоизм» (термин Ю. К. Бабанского, научиться сотрудничеству. Педагоги, создающие в школе культуротворческую среду, сами обогащаются в профессиональном, творческом и личностном планах. Это связано с неизбежным расширением общекультурного кругозора и возможностью выйти из рамок своего учебного предмета. Учитель получает возможность реализовать свои интересы и способности, которые до сих пор не были востребованы. Кроме того, он вынужден искать новые формы работы, адекватные новому культурологическому содержанию образования. Школа постепенно становится открытой системой, которая стимулирует использование новых идей, методов и форм работы; стремится к постоянным контактам с музеями, театрами, библиотеками; привлекает новых людей, готовых делиться своими знаниями с детьми.

Все больше реализуется идея взаимозависимости школьного обучения и жизненного самообразования и самовоспитания. Ни одно из них не может доминировать, но проявляется в полной мере лишь благодаря своей противоположности. Как жизненное самообразование малопродуктивно без школьного образования, так и школьное образование само по себе не может стать эффективным без жизненных практик, в которых ребенок сам и развивается, и реализуется, т. е. образует себя как личность и индивидуальность. Культура педагога - не выстраивание некой «чужой траектории», а профессиональное участие в само строительстве, которое методом проб и ошибок ведет сам ребенок. Учитель всегда должен помнить, что он действует на «территории» другого человека, в поле его саморазвития и эволюции, и поэтому учитель всегда должен действовать очень корректно и осторожно.

В понимании учителями культуры личности в качестве опоры привычно используются «знания» и «рациональное мышление», однако эти личностные качества далеко не так универсальны и совершенны, как часто думают, поскольку знания ненадежны, так как быстро устаревают и кардинально изменяются. Кроме того, психологи пришли к выводу, что специалиста формирует вовсе не «показатель уровня интеллекта», как казалось ранее, а комплекс коммуникативных способностей, среди которых - уровень эмоционального развития, способность к сотрудничеству и даже чувство юмора. Поэтому культуру педагога нельзя свести к узкому профессионализму - способности быстро и качественно решать специальные и общие творческие задачи. Педагогическая культура включает еще и многое из того, что трудно четко сформулировать, но можно охарактеризовать как способность к глубинному общению с ребенком. Однако этой способностью удается овладеть не каждому педагогу.

Взаимодействие человека с культурой сообщества в своем конкретном развертывании происходит в семье, детском саду, школе, на работе, на отдыхе, в общении с отдельными людьми, при чтении книг, просмотре телепередач, при пользовании Интернетом и т. д. Соприкосновение со всеми этими гранями культуры раздвигает горизонты образования личности, так как каждая из них является носителем некоторой информации, определенных ценностей, обычаев, норм поведения. Однако только то взаимодействие оказывает образовательное влияние на личность, которое становится для нее значимым.

Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Для этого воспитание необходимо осуществлять на следующих идеях:

1. Понимание воспитания как органической части целого - образования личности, осуществляющегося под влиянием как внешних факторов, так и внутренних процессов саморазвития личности; как взаимодействия (сотрудничества) взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

2. Реализм целей воспитания.

3. Разработка базовой культуры личности как основания для определения содержания воспитания.

4. Установка на жизненное самоопределение личности воспитанника как основополагающая опора для гуманистической ориентации педагога в образовательном процессе.

Роль педагога в личностно ориентированном педагогическом взаимодействии в основном сопровождающая. Он обеспечивает расширение образовательных сфер каждого ученика, т. е. их деятельность по созданию, оформлению и развитию личных образовательных продуктов, а также последующее сопоставление этих продуктов с культурными аналогами; вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы. Его задача - помочь каждому ученику в построении его индивидуальной траектории образования, соотносящейся с общепринятыми достижениями человечества и направленной на их приращение. Такой подход используется в природосообразной (охранительной, сопровождающей) педагогике, оберегающей индивидуальное развитие ребенка от внешних природных, наследственных зависимостей. По Фромму, это обеспечение свободы от наследственности, мешающей полноценному развитию, свободы от потребностей и привычек, свободы от социальных воздействий. Такой характер педагогического действия определяется как социальная фасилитация (фацилитация). Именно такой тип педагогического взаимодействия обеспечивает формирование готовности развивающейся личности к самостоятельной постановке проблем и их разрешению, развитие ее творческого потенциала, умение действовать и жить в нестандартных условиях, в быстро меняющемся мире.

Последовательное воплощение в практику идеи свободы требует в значительной мере передать многие функции педагогического процесса воспитаннику. Субъектная позиция ребенка при планировании, оценке и контроле своей учебной деятельности реализуется в таких формах обучения, как игра, занятия в форме самообучения под наблюдением и др.

Ввиду уникальности, активности, ответственности, самостоятельности человека как индивидуальности и субъекта собственной деятельности возникает вопрос о мере педагогического вмешательства в его сложный мир. Возможно, как указывал А. В. Брушлинский, подлинное воспитание представляет собой сотворчество общечеловеческих ценностей в ходе совместной деятельности субъектов - воспитателя и воспитанников. Именно в таком сотворчестве образуется наиболее общий, а потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жизненный путь.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ»Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ» Прежде всего нужно знать, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Для того чтобы этот волшебный утренник.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Культура и образование»
Опубликовано: 30 октября 2023 в 23:30
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Культура и образование»» (включая файлы) размещена пользователем Тазаян Арменуи Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД