Гульгена Бадретдинова
Формирование у дошкольников культуры питания. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Культура питания подразумевает воспитание.
«Культурное воспитание начинается очень
рано, когда ребенку очень далеко до
грамотности, когда он только научился
хорошо видеть, слышать и кое-что
говорить».
А. С. Макаренко
Много лет создавались обществом правила поведения, этикета, целью которых было формирование культуры поведения, чувства меры и красоты в манерах, одежде, культуре речи.
Публикация «Формирование у дошкольников культуры питания, Из опыта работы» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Опыт работы, практика
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
В каждом регионе и каждом социальном слое общества во все времена были свои традиции культуры питания, поведения за столом, приёма гостей, которые свято соблюдались и отслеживались окружающим обществом.
Некоторые люди, уехав на север, не сохранили старинных традиций родительского дома, которые в нашем многонациональном обществе стали выбором и привилегией каждой отдельной семьи. Очень часто уходили не только старые отжившие традиции, но и в целом снизилась культура питания.
Поэтому я считаю, что большая доля ответственности за формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют изменение качества продуктов питания, резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.
С другой стороны возросшая мобильность современного общества часто ставит человека в условия необходимости уметь культурно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и пробовать разные незнакомые и даже экзотические блюда. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
На начальном этапе работы я провела наблюдение за детьми и выяснила, что
-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;
- не всегда используют салфетку;
- не знают названия блюд;
-не соблюдают правила поведения за столом;
-не всегда используют столовые приборы по назначению.
В анкете для родителей предлагались вопросы:
- знаете ли вы правила поведения за столом;
- знаете ли вы секреты хорошего аппетита;
- как правильно сервировать стол ;
- умеют ли дети пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, блюдце);
-какие продукты являются вредными и какие полезными;
- говорите ли с детьми о пользе овощей и фруктов.
Анкетирование родителей показало, что вопросы культуры питания актуальны практически для каждой семьи. С целью заинтересовать родителей проблемой культуры питания, повысить их компетенцию были подготовлены консультации по интересующим их вопросам:
- «Как научить ребенка соблюдать все правила поведения за столом»;
-«Правила для сладкоежек»;
- «Как сервировать стол»;
- «Секреты хорошего аппетита»;
-«Что делать, если у ребенка плохой аппетит»;
-«О правилах поведения за столом во время чаепития».
Хочется отметить, что большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды промокают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
По итогам проведенной работы был разработан цикл мероприятий для родителей: родительский университет «Азы воспитания», педагогическая гостиная «Ждем гостей», «Магазин полезных продуктов». Родителям были предложены игры, соревнования, упражнения: «Веселый поваренок», «Вредно-полезно»,«Вкусным чаем всех встречаем», «Острые блюда», «Солим капусту»,»Кто быстрее» на которых формировались навыки культурного питания и поведения.
Для детей и родителей была проведена сказочная викторина, где они придумывали сказки о полезных продуктах, обыгрывали волшебное превращение столовых приборов (фея ложка, король нож).Родители давали ответы на вопросы острого блюда, весело включались в обсуждение и делились опытом.
В своей работе для просвещения родителей я использую информационные стенды, буклеты, памятки, консультации для закрепления культурно-гигиенических навыков и навыков культуры питания и поведения для детей дошкольного возраста( «уроки вежливости», книга «О сказочно вкусной и здоровой пище», «Как вести себя за столом?»).
Для улучшения эмоционального состояния и сплочения родителей и педагогов детского сада совместно с психологом и социальным педагогом был проведен тренинг «Тайны востока». Участникам было интересно побывать в восточной чайхане, попробовать восточные сладости, узнать рецепты их приготовления, познакомились с названиями столовых предметов восточной кухни. Была организована фотовыставка «Любимые продукты моего ребенка», смешные и интересные фотографии, которые все с удовольствием рассматривали и рассказывали о запечатлённых на них событиях.
Мною были подобраны и разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности на темы: «В гости к бабушке», «Праздник каши», «Традиции русской кухни», «Здоровая еда- помогает нам всегда», «Знакомство с ножом, как столовым прибором», «В стране Витаминии».
Основной целью совместной деятельности с детьми было формирование навыков культуры питания и поведения за столом. Дети с удовольствием овладевали практическими навыками в играх, сказках, рассказывали стихи об овощах и фруктах, отгадывали загадки, рисовали, лепили, делали аппликацию. Проводились интересные для детей наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».
С детьми проводились беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво».
Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Магазин полезных продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «Вершки-корешки», «Магазин».
Проводились тематические выставки «Планета полезных продуктов», «Вот как мы умеем».
Для наших детей было организовано театрализованное представление детьми подготовительной группы «Правила поведения за столом».
Навыки детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого осень важно единство требований со стороны взрослых как в детском саду, так и дома.