Валерия Викторовна
Кукольный театр в жизни детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – благоприятный период развития ребёнка. В 1,5-3 года у детей начинают развиваться все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь. Поэтому кукольный театр является самым эффективным средством развития ребёнка.
Цель: развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе вовлечения их в музыкально – театральные игры в условиях эмоционального благополучия
Можно выделить следующие функции, которые выполняет кукольный театр :
Публикация «Кукольный театр в жизни детей раннего возраста» размещена в разделах
• развивающую – развивает психические процессы
• обучающую – обогащает информацией об окружающем мире
• коммуникативную – устанавливает эмоциональный контакт
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия.
Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. Внимания ребёнка хватает не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства. Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детям необязательно знать, где он будет ими использован.
В детском саду имеется много видов театров : настольные, плоскостные, магнитные, пальчиковые.
Дети, поступающие в детский сад, очень маленькие, они не имеют жизненного опыта, всего боятся. И наша задача – наладить с ними контакт, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Ведь игрушка для малышей – это друг, партнёр по общению. Это позволяет ребёнку наиболее безболезненно пройти период адаптации к садику, новым педагогам, а зачастую, и к новому детскому коллективу. Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт потешку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.
Например, сказка «Репка». Во время непосредственной образовательной деятельности мы постепенно знакомим детей с персонажами сказки, приношу их к ним в группу. Дети ближе знакомятся с героями во время плясок (мышка или собачка просят потанцевать ребят, и дети с удовольствием реагируют).
Затем, познакомившись со всеми героями сказки, мы рассказываем ее с помощью музыки и картинок. Дети запоминают уже не просто героев, а их музыкальные «темы-подсказки». Потом дети самостоятельно могут рассказывать (если они могут) сказку, в которой главный помощник –музыкальное сопровождение.
Считаю, что использование кукольного театра в повседневной жизни и на праздничных представлениях формируют у ребёнка эстетический вкус и эмоциональные творческие потребности.