алла назарова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Изготовление народной куклы «Мартинички»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : обучение изготовлению русской куклы «Мартинички» на основе традиционной технологии.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с технологией изготовления русской куклы «Мартинички»;
Закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами.
Развивающие:
Развивать у детей мелкую моторику рук и первичные навыки рукоделия;
Привить интерес к традиционной народной кукле.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Изготовление народной куклы „Мартинички“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы из ниток, Мартинички
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к товарищам;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
пряжа (красного и белого цвета);
ножницы;
руки кукол;
шаблон из плотного картона (размер шаблона 7*7 см);
Методические приё мы: игровое знакомство, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход занятия
I часть. Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением.
Психологический этюд.
Занятие проходит в ИЗО студии. Входим, становимся в центре ИЗО студии.
Воспитатель:
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята - молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям
Доброе утро, солнце (руки вверх)
Доброе утро, небо! (руки вверх)
Доброе утро, гости! (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в детском саду есть мини-музей. Хотите, мы с вами отправимся в этот музей. (да)
Дети подходят к мини-музею и становятся полукругом.
Воспитатель «переодевается» в хозяйку.
Воспитатель: Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Воспитатель: В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Послушайте загадку:
-"Чего из избы не вытащишь?"
(Печь)
Воспитатель: А зачем нужна была печь в доме? (ответы детей. Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. В ней пекли пироги, готовили еду, грели воду; на ней спали старики и дети).
Воспитатель: В какой посуде готовили русские хозяйки?
Ответы детей.
Дети: - В горшках, в чугунках.
Воспитатель: - Ой, а как же поставить горшочек, в печке то горячо?
"Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает,
Сам в угол идет. " (ухват)
Дети: - Ухват.
Воспитатель:- Молодцы (воспитатель показывает ухват).
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (Кукла). Правильно, это кукла-игрушка. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Ответы). Где их покупают? (Ответы). А как вы думаете, где делают игрушки? (Ответы). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек.
Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней
Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. А когда узнала про музей, решила принести ее. Это кукла моей бабушки.
(Показываю детям куклу из ниток)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: Из ниток.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Ниточная.
Воспитатель: Таких куколок называли «Мартинички» и делают их парой: из белых ниток – это символ уходящей зимы, из красных – это символ весны и красного тёплого солнышка. Обе фигурки были соединены двуцветным шнурком, давая понять, что зима с весной всегда вместе. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев и зазывали весну. Кроме этого маленьких кукол дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.
Воспитатель: Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?
Выходим на середину ИЗО студии и становимся в круг.
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна («КАЧАЮТ КУКЛУ»).
Не могу с тобой играть, (грозят пальцем)
Нужно мне перестирать: (имитация стирки руками)
Твои платья и носки, (считают на пальцах)
твои юбки и чулки,
Я налью воды чуток, (имитация движений)
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу. (руки над головой плавно)
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем, (приседают на корточки, «засыпают»)
А теперь и отдохнем.
Педагог: Ребята, а вам понравилась куколка? А чего не хватает? (Ответы детей, что не хватает пары).
Педагог: А как это можно исправить (сделать кукле пару).
Наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
Проходите в нашу мастерскую и присаживайтесь, делу время, потехе час! Но чтобы работа у нас ладилась. Вспомним правила обращения с ножницами.
С ножницами нужно обращаться очень осторожно, не размахивать ими. Обрезки ниток убираем на тарелочки.
2 часть.
НА мольтбертах развешены по порядку схемы изготовления куклы.
Педагог: Сейчас приступаем к изготовлению пары для куколки «Мартинички».
1. Наматываем нитки на картонку по длинной стороне.
2. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.
3. Нижний сгиб разрезаем.
4. Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине.
5. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.
(4 и 5 элемент - дети выполнили самостоятельно в предварительной работе).
6. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под головку вкладываем ручки.
7. Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова.
После работы наводим порядок на своих рабочих местах.
III часть. Итог занятия.
Дети выходят в центр ИЗО студии.
Воспитатель:
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для каждого из вас было самым интересным? Что вы запомнили из рассказа о кукле? Что чувствовали при изготовлении куклы? Куклы у вас получились очень красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали.