Татьяна Шершина
Куклотерапия как метод психологической коррекции различных состояний с помощью кукол
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я столкнулась с тем, что они не умеют выражать свои мысли, но при этом многие из них умеют хорошо рисовать и лепить. Когда ребенок находится в своем творческом пространстве, он получает возможность для самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональных и поведенческих сферах.
У меня встал вопрос, какие же методы и приемы арт-терапии можно взять для использования в групповой работе с детьми с ОВЗ. Изучая этот вопрос, открыла для себя такой метод как куклотерапия.
Публикация «Куклотерапия как метод психологической коррекции различных состояний с помощью кукол» размещена в разделах
Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний с помощью кукол.
Куклотерапия выполняет следующие задачи: развивает мелкую моторику рук, координацию движений; формирует способы выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуются посредники. В моей работе такими посредниками стали куклы. Причем, нужно особо отметить, что работа с шаблонными заводскими куклами к которым дети привыкли уже вне стен детского сада не давали ожидаемого результата. Мы стали активно изготавливать различных кукол своими руками.
С помощью таких кукол дети приобретают психологическую защиту, они учатся действовать от имени куклы. Общение с куклой способствует формированию личности ребёнка и расширяет его возможности взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы дети учатся задавать вопросы и отвечать на них. Особенно важен этот момент для аутичных детей. Благодаря куклотерапии в группе создается особая «терапевтическая» среда, которая стимулирует развитие личностей детей с ограниченными возможностями здоровья, и мы ведем работу по развитию связной речи, эмоциональной и моторной адекватности, улучшению качества коммуникации. У детей развивается пространственная ориентация, формируются нравственно-этические навыки, преодолеваются поведенческие проблемы.
У нас в детском саду были созданы и активно используются такие виды кукол как (перечислить именно те виды кукол, которые есть у нас в ДОУ и будут представлены ниже на слайдах) :
• пальчиковые куклы;
• перчаточные куклы;
• куклы-марионетки из втулок;
• мягкие набивные куклы, выполненные в капроновой технике;
• народные тряпичные куклы;
• плоскостные куклы из фетра.
Детям с ОВЗ очень тяжело взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, которых они не знают, поэтому на начальном этапе, чтобы наладить контакт с таким ребенком мною была предложена мягкая кукла, выполненная в капроновой технике. Постепенно мы с детьми начали развивать некий маленький сюжет (давай оденем куклу, покормим ее, поговорим с ней, спросим, как у нее дела).
Воспитанники, которые поначалу просто не могли играть с другими детьми, а предпочитали играть в одиночку становились более контактными, постепенно начинали вливаться в сюжетно ролевые игры с детьми и взрослыми, больше общаться.
Куклы становятся незаменимыми помощниками в воспитании детей с ОВЗ. Поучительные слова, которые могут быть высказанные примитивно не к самому ребенку, а кукле, воспринимаются детьми без негатива. Прибегая к помощи кукол можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности, которые могут возникать в общении, различные конфликты, страхи и тревоги детей. По ходу такой игры детям можно показать правильную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, куклотерапия может объединять интересы ребенка и определенные коррекционные задачи педагога, может дать возможность для самого легкого и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или профилактики.